Чжун-чун

Первое упоминание

Канон «Лин шу».

Классификация

Точка-исток (Дерево) ручного цзюэ-инь канала перикарда.

Название

«Чжун» — «средний [палец]»; «чун» — «уносится, прорываться». Чжун-чун МС.9 расположена на кончике среднего пальца руки, является последней точкой ручного цзюэ-инь канала перикарда, который от среднего пальца «уносится наружу».

Локализация

На кончике среднего пальца руки.

Функции

  1. Чжун-чун МС.9 — точка-исток ручного цзюэ-инь канала перикарда. Точки-истоки часто применяются при неотложной помощи. Чжун-чун МС.9 — одна из важных точек, способствующих пробуждению жизненного духа Шэнь при критических состояниях. Она может использоваться при высокой лихорадке, потере сознания, солнечном ударе, апоплексии, острых конвульсиях у детей.
  2. Чжун-чун МС.9 относится к ручному цзюэ-инь каналу перикарда. Перикард — внешняя оболочка сердца, в физиологии и патологии тесно связан с сердцем, поэтому многие точки канала перикарда используются при лечении болезней сердца и расстройства жизненного духа Шэнь, который хранится в сердце. Чжун-чун МС.9 можно применять при боли в области сердца, сердцебиении, ночных страхах у детей, снижении памяти, подавленном состоянии. Кроме того, язык — это «отросток сердца». Этим объясняется эффективность точки при лечении скованности языка, боли в языке, отечности и боли под языком, потери речи.
  3. Чжун-чун МС.9 относится к ручному цзюэ-инь каналу перикарда, который имеет наружно-внутреннюю взаимосвязь с ручным шао-ян каналом Сань-цзяо. В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Сань-цзяо — это пути пищи и воды». Таким образом, точка Чжун-чун МС.9 может использоваться при лечении некоторых нарушений пищеварения, связанных с расстройством функций Сань-цзяо, — боли в эпигастральной области, рвоты и поноса.

Показания

  • Критические состояния: высокая лихорадка, потеря сознания, солнечный удар, апоплексия, судороги у детей.
  • Болезни ручного цзюэ-инь канат перикарда: боль в области сердца, сердцебиение, жар в ладонях.
  • Болезни сердца и расстройства жизненного духа Шэнь: боль в области сердца, сердцебиение, ночные страхи у детей, снижение памяти, подавленное состояние.
  • Болезни языка: скованность языка, боль в языке, отечность и боль под языком, потеря речи.
  • Болезни пищеварения: боль в эпигастральной области, рвота, понос.
  • Прочие болезни: шум в ушах, экзема.

Сочетание

  • Болезни перикарда: седатация в Да-лин МС.7, стимуляция в Чжун-чун МС.9 (метод «стимуляции „матери» и седатации „сына»»).
  • Жар в теле, головная боль: Чжун-чун МС.9, Мин-мэнь VG.4.
  • Апоплексия с потерей сознания: Шуй-гоу VG.26, Чжун-чун МС.9, Хэ-гу GI.4… если нет результата, укалывать Я-мэнь VG.15 и Да-дунь F.1.
  • Апоплексия, потеря сознания: укалывание трехгранной иглой с кровопусканием Чжун-чун МС.9, Шао-шан Р.11, Шан-ян GI.1, Гуань-чун TR.1, Шао-цзэ IG.1.
  • Апоплексия: Чжун-чун МС.9, Шуй-гоу VG.26.
  • Отечность и боль под языком: Лянь-цюань VC.23, Чжун-чун МС.9.
  • Потеря сознания: Чжун-чун МС.9, Шуй-гоу VG.26, Нэй-гуань МС.6.

Техника

Поверхностное укалывание на глубину 0,1 цуня или точечное укалывание с кровопусканием. Прижигание: 1 конус.

Примечание

В каноне «Лин шу» точка Чжун-чун МС.9 упоминается лишь один раз. Здесь говорится, что она расположена на конце среднего пальца руки, причем сама точка (как и другие точки ручного цзюэ-инь канала перикарда) явно ошибочно отнесена к ручному шао-инь каналу сердца.

В книге «Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.) приводится следующее описание локализации точки Чжун-чун МС.9: «… на конце (дуань) среднего пальца руки, на ширину листа душистого лука (джусая) от ногтя».

В книге «Чжэнь цзю да цюань» (Все о иглоукалывании и прижигании, 1439 г.) указано, что эта точка расположена «на внутреннем крае среднего пальца руки».

Есть мнение, что точка Чжун-чун МС.9 расположена у лучевого угла основания ногтя среднего пальца руки, а иероглиф «дуань» в приведенной выше цитате из книги «Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.) означает не «кончик, верхушку», а «конец», то есть дистальную часть пальца, так как применяется при описании местоположения точек Гуань-чун TR.1, Ли-дуй Е.45, Да-дунь F.1, Цзу-цяо-инь VB.44 и др. Так, в этой же книге говорится, что точка Гуань-чун TR.1 расположена «… на конце (дуань) безымянного пальца, на ширину листа душистого лука от угла ногтя», точка Ли-дуй Е.45 находится «…на конце (дуань) второго пальца стопы, на ширину листа душистого лука от угла ногтя», а точка Цзу-цяо-инь VB.44 — «…на конце (дуань) четвертого пальца стопы, на ширину листа душистого лука от угла ногтя»…

В описании локализации точки Чжун-чун МС.9 отсутствует иероглиф «цзяо» — «угол [ногтя]», что, по мнению некоторых исследователей, могло быть следствием ошибки при переписке книги еще в древности.

Источники

П.В. Белоусов «Акупунктурные точки китайской чжэньцзю-терапии»

Свойства меридианов и точек, в том числе точки Чжун-чун, разбираются на курсе Хуандинэйцзин, идет набор.
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте