Шэнь-мэнь

Меридиан Сердца

Точка Шэнь-мэнь

Классификация

  1. Точка первичной Ци ручного шао-инь канала сердца.
  2. Точка-быстрина (Земля) ручного шао-инь канала сердца.

Название

«Шэнь» — «жизненный дух Шэнь»; «мэнь» — «ворота». Сердце хранит жизненный дух Шэнь. Шэнь-мэнь С.7 — точка-быстрина и точка первичной Ци ручного шао-инь канала сердца, эффективна при лечении расстройств жизненного духа Шэнь, сравнивается с «воротами» (мэнь) жизненного духа Шэнь.

Другие названия

  • Дуй-гу.
  • Дуй-чун.
  • Чжуи-лу.
  • Жуй-чжун.
  • Шоу-шао-инь.
  • Жуй-гу-чжи-дуань.

Локализация

У локтевого края проксимальной лучезапястной складки, у лучевого края сухожилия локтевого сгибателя запястья, в щели между гороховидной и локтевой костями.

Функции

  1. Сердце хранит жизненный дух Шэнь. Любые нарушения функций сердца становятся причиной расстройства жизненного духа Шэнь, в то же время нормализация этих функций способствует нормализации состояния жизненного духа Шэнь. Точка Шэнь-мэнь С.7 — точка первичной Ци ручного шао-инь канала сердца, воздействие на нее имеет важное значение при лечении болезней сердца. Основной функцией точки является успокоение жизненного духа Шэнь путем нормализации функций сердца. Точку можно использовать при всех заболеваниях, связанных с нарушениями состояния жизненного духа Шэнь, причем при всех разновидностях этих заболеваний, например, при бессоннице со свойствами недостатка крови сердца, бессоннице из-за недостатка Ци сердца и желчного пузыря или бессоннице из-за возгорания огня при недостатке Инь. В древних книгах приводится множество показаний к применению точки Шэнь-мэнь С.7, связанных с расстройством жизненного духа Шэнь. Так, в книге «Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601 г.) рекомендуется использовать точку при раздражительности, сумасшествии с приступами тоски и веселья, маниакальном состоянии, склонности к грусти и страхам, слабоумии, деградации личности, снижении памяти, пяти типах эпилепсии у детей и взрослых. В песне «Яшмовый дракон» говорится: «Болезнь слабоумия не может вызвать уважения. Больной не распознает почтения и низости, попусту ругается. Лечите слабоумие лишь при помощи Шэнь-мэнь [С.7]».
  2. Шэнь-мэнь С.7 — точка первичной Ци и точка-быстрина ручного шао-инь канала сердца. Эта точка считается самой важной точкой этого канала, одной из ключевых точек лечения болезней сердца. Ее можно использовать при разнообразных состояниях, связанных с нарушением функций сердца, таких как недостаток Ци сердца, недостаток Ян сердца, недостаток крови сердца, недостаток Инь сердца, застой крови сердца, возгорание огня сердца. Чаще всего точку рекомендуется использовать при боли в области сердца и сердцебиении, которые могут сопровождать все указанные состояния.
  3. Согласно методу сочетания точек по принципу «хозяин-гость» при лечении болезней ручного шао-инь канала сердца можно применять сочетание точек Шэнь-мэнь С.7 и Чжи-чжэн IG.7. В книге «Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601 г.) говорится: «[При болезни] в шао-инь [канале сердца] возникают боль в области сердца, сухость в горле и жажда — это „извращение тока Ци в предплечье». Возникают болезни: пожелтение глаз и сухость во рту, боль в подреберьях и руках, ощущение жара в ладонях. Если хотите, чтобы лечение было эффективным, особо проверьте сердце больного: возможны сердцебиение, кровавая рвота и депрессия. Разве можно пропустить Шэнь-мэнь [С.7] и Чжи-чжэн [IG.7]».
  4. Сердце управляет кровеносными сосудами, «расцветает» в лице. Ручной шао-инь канал сердца проходит через пищевод, глаза, легкие, тонкий кишечник. Его коллатераль идет через корень языка и глаза, а ответвление — через горло, лицо и внутренний угол глаза. Этим можно объяснить эффективность использования точки Шэнь-мэнь С.7 при таких болезнях, как воспаление горла, сухость в горле, одышка и кашель с отхаркиванием мокроты, кровохарканье, недержание мочи, отрыжка, понижение аппетита, желтушность склер.

Показания

  • Расстройства жизненного духа Шэнь: сердцебиение, бессонница, раздражительность, снижение памяти, депрессия, маниакальное состояние, эпилепсия, деградация личности, слабоумие.
  • Болезни сердца: боль в области сердца, сердцебиение.
  • Болезни ручного шао-инь канала сердца: боль в области сердца, сухость в горле, жажда, боль в грудной клетке и подреберье, желтушность склер, ощущение жара в ладонях, слабость в верхних конечностях.
  • Прочие болезни: воспаление горла, одышка и кашель с отхаркиванием мокроты, кровохарканье, недержание мочи, отрыжка, понижение аппетита.

Сочетание

  • Болезни сердца: седатация в Шэнь-мэнь С.7, стимуляция в Шао-чун С.9 (метод «стимуляции „матери» и седатации „сына»»).
  • Болезни ручного шао-инь канала сердца: Шэнь-мэнь С.7, Чжи-чжэн IG.7 (метод сочетания точек первичной Ци и точек коллатералей каналов, имеющих наружно-внутреннюю взаимосвязь — по принципу «хозяин-гость»).
  • Недержание мочи: Гуань-мэнь Е.22, Шэнь-мэнь С.7, Вэй-чжун V.40.
  • Маниакальное состояние: Шэнь-мэнь С.7, Ян-гу IG.5.
  • Воспаление горла, раздражительность: Шэнь-мэнь С.7, Хэ-гу GI.4.
  • Недержание мочи: Гуань-мэнь Е.22, Чжун-фу Р.1, Шэнь-мэнь С.7.
  • Кровохарканье, озноб: Тай-юань Р.9, Шэнь-мэнь С.7.
  • Боль в области сердца: Цзюэ-инь-шу V.14, Шэнь-мэнь С.7, Цзу-линь-ци VB.41.
  • Недержание мочи: Цзи-мэнь RP.11, Тун-ли С.5, Да-дунь F.1, Пан-гуан-шу V.28, Тай-чун F.3, Вэй-чжун V.40, Шэнь-мэнь С.7.
  • Слабоумие: Шэнь-мэнь С.7, Шао-шан Р.11, Юн-цюань R.1, Синь-шу V.15.
  • Деградация личности, слабоумие: Шэнь-мэнь С.7, Инь-бай RP.1, Бай-хуэй VG.20, Цзю-вэй VC.15.
  • Снижение памяти: Ле-цюэ Р.7, Синь-шу V.15, Шэнь-мэнь С.7, Шао-хай С.3.
  • Раздражительность: Шэнь-мэнь С.7, Ян-си GI.5, Юй-цзи Р.10, Вань-гу IG.4, Шао-шан Р.11, Цзе-си Е.41, Гун-сунь RP.4, Тай-бай RP.3, Чжи-инь V.67.
  • Маниакальное состояние: Шао-хай С.3, Цзянь-ши МС.5, Шэнь-мэнь С.7, Хэ-гу GI.4, Хоу-си IG.3, Фу-лю R.7, Сы-чжу-кун TR.23.
  • Склонность к грусти и страхам: Шэнь-мэнь С.7, Да-лин МС.7, Юй-цзи Р.10.
  • Эпилепсия: Шуй-гоу VG.26, Бай-хуэй VG.20, Шэнь-мэнь С.7, Цзинъ-мэнь V.63, Кунь-лунь V.60, Цзюй-цюэVС.14.
  • Жар в теле и головная боль: Цуань-чжу V.2, Да-лин МС.7, Шэнь-мэнь С.7, Хэ-гу GI.4, Юй-цзи Р.10,Е-мэнь TR.2, Шао-цзэ IG.1, Вэй-чжун V.40, Тай-бай RP.3.
  • Кровавая рвота: Цюй-цзэ МС.З, Шэнь-мэнь С.7, Юй-цзи Р.10.
  • Недержание мочи: Шэнь-мэнь С.7, Юй-цзи Р.10, Тай-чун F.3, Да-дунь F.1, Гуань-юань VC.4.
  • Отрыжка: Тай-юань Р.9, Шэнь-мэнь С.7.
  • Отрыжка: Шэнь-мэнь С.7, Тай-юань Р.9, Шао-шан Р.11, Лао-гун МС.8, Тай-си R.3, Сянь-гу Е.43, Тай-бай RP.3, Да-дунь F.1.
  • Маниакальное состояние: Шан-вань VC.13, Шэнь-мэнь С.7.
  • Бессонница, раздражительность, снижение памяти: Шэнь-мэнь С.7, Нэй-гуань МС.6, Сань-инь-цзяо RP.6, Цзу-сань-ли Е.36.
  • Бессонница, раздражительность, снижение памяти: Шэнь-мэнь С.7, Фэн-чи VB.20, Бай-хуэй VG.20.

Техника

Перпендикулярное укалывание на глубину 0,3—0,5 цуня. Прижигание: 1—3 конуса или 5—15 минут мокса-сигаретой.

Источники

П.В. Белоусов «Акупунктурные точки китайской чжэньцзю-терапии»

Свойства меридианов и точек, в том числе точки Шэнь-мэнь, разбираются на курсе Хуандинэйцзин, идет набор.
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте