Чи-цзэ

Первое упоминание

Канон «Лин шу».

Классификация

Точка-устье (Вода) ручного тай-инь канала легких.

Название

«Чи» — «внутренняя поверхность предплечья»; «цзэ» — «болотистая местность, низина». Чи-цзэ Р.5 расположена на внутренней поверхности предплечья, является точкой-устьем ручного тай-инь канала легких. Точкам-устьям каналов цзан-органов соответствует элемент Вода, здесь канальная Ци становится обильной, подобно реке, впадающей в море. Дельта реки обыч но представляет собой болотистую местность с многочисленными протоками и озерками.

Другие названия

  • Гуй-шоу
  • Гуй-тан

Локализация

При слегка согнутой в локтевом суставе руке на локтевой складке у лучевой сторо ны сухожилия двуглавой мышцы плеча.

Функции

  1. Чи-цзэ Р.5 — важная точка нормализации функций легких. Ее использование эффективно содействует восстановлению функции легких по распространению Ци и жидкостей тела по организму, охлаждению жара легких, осаждению аномального поднятия Ци легких. Точку можно использовать при лечении судорог у детей, рожистого воспаления кожи, боли и отечности слизистой оболочки горла, вызванных жаром в легких, а также кашля и одышки из-за аномального поднятия Ци легких.
  2. Жар легких может «растревожить» жизненный дух Шэнь, возникают беспокойство, раздражительность, эпилепсия. Использование точки Чи-цзэ Р.5 способствует охлаждению жара легких и тем самым «успокоению» жизненного духа Шэнь.
  3. Среди эмоциональных факторов легким соответствует грусть. Согласно древним источникам, точку Чи-цзэ Р.5 можно использовать при грусти, которая обычно связана с недостатком Ци легких.
  4. Легкие регулируют движение в водных путях. При ослаблении этой функции легких, а также при нарушении опускающей способности Ци легких могут возникнуть недержание мочи, частое мочеиспускание, водянка, для лечения которых можно использовать точку Чи-цзэ Р.5.
  5. Ручной тай-инь канал легких начинается в Чжун-цзяо (средней части Сань-цзяо), поэтому некоторые точки этого канала можно использовать при нарушении функций селезенки и желудка. Точечное укалывание Чи-цзэ Р.5 трехгранной иглой с кровопусканием эффективно при лечении острой рвоты и поноса. Кроме того, Чи-цзэ Р.5 точка-устье ручного тай-инь канала легких. В каноне «Лии шу» говорится, что точки-устья можно использовать при лечении заболеваний желудка и болезней из-за неправильного питания.
  6. В китайской медицине локтевые и коленные суставы объединены термином «четыре сустава», или «четыре заставы». Точка Чи-цзе Р.5 расположена в области локтевого сустава, но может применяться при лечении боли и опухания коленного сустава. Кроме того, одной из причин опухания коленного сустава может быть жар в легких, устранение которого при помощи Чи-цзэ Р.5 эффективно при данном заболевании.

Показания

  • Болезни легких из-за аномального поднятия Ци: кашель, одышка, частое чихание.
  • Болезни из-за жара в легких: боль и отечность слизистой оболочки горла, кровохарканье, сухость языка, приливы жара, судороги у детей, рожистое воспаление кожи.
  • Болезни ручного тай-инь канала легких: кашель, одышка, кровохарканье, раздражительность, боль в горле, беспокойство, раздражительность, частое мочеиспускание, боль и спазмы в области локтевого сустава и плеча, ограничение подвижности верхних конечностей.
  • Расстройства жизненного духа Шэнь: беспокойство, раздражительность, эпилепсия, грусть.
  • Болезни водного обмена: частое мочеиспускание, недержание мочи, водянка, внезапная отечность конечностей.
  • Болезни Чжун-цзяо (селезенки и желудка): боль в животе, острая рвота и понос.
  • Прочие болезни: боль и опухание коленного сустава, лихорадка, болезнь отсутствия пульса, артериальная гипертония.

Сочетание

  • Болезни легких: седатация в Чи-цзэ Р.5, стимуляция в Тай-юань Р.9 (метод стимуляции «матери» и седатации «сына»).
  • Кашель, одышка, отхаркивание кровянисто-гнойной мокроты: Ку-фан Е.14, Чжун-фу Р.1, Чжоу-жун RP.20, Чи-цзэ Р.5.
  • Эпилепсия: Чи-цзэ Р.5, Жань-гу R.2.
  • Отхаркивание мутной мокроты: Чи-цзэ Р.5, Цзянь-ши МС.5, Ле-цюэ Р.7, Шао-шан Р.11.
  • Аномальное поднятие Ци: Чи-цзэ Р.5, Шан-цю RP.5, Тай-бай RP.3, Сань-инь-цзяо RP.6.
  • Одышка: Да-лин МС.7, Чи-цзэ Р.5.
  • Воспаление горла: Цзя-чэ Е.6, Хэ-гу GI.4, Шао-шан Р.11, Чи-цзэ Р.5, Цзин-цюй Р.8, Ян-си GI.5, Да-лин МС.7, Эр-цзянь GI.2, Цянь-гу IG.2.
  • Боль в локте: Чи-цзэ Р.5, Тай-юань Р.9.
  • Спазмы и нарушение подвижности в локтевом суставе: Цюй-чи GI. 11, Чи-цзэ Р.5.
  • Боль и опухание коленного сустава: Чи-цзэ Р.5, Цюй-чи GI.11, Фэн-фу VG.16.
  • Кашель и одышка: Чи-цзе Р.5, Фэй-шу V.13.
  • Боль и отечность слизистой оболочки горла: Чи-цзе Р.5, Шао-шан Р.11.
  • Туберкулез легких: Чи-цзе Р.5, Гао-хуан V.43.
  • Боль и спазмы в области локтевого сустава и плеча: Чи-цзе Р.5, Цзянь-юй G1.15, Цюй-чи G1.11, Хэ-гу GI.4.
  • Боль в животе, рвота и понос: Чи-цзе Р.5, Вэй-чжун V.40.

Техника

Перпендикулярное укалывание на глубину 0,8-1,2 цуня. Можно применять точечное укалывание трехгранной иглой с кровопусканием при лечении рожи, острой рвоты и поноса.

Источники

П.В. Белоусов «Акупунктурные точки китайской чжэньцзю-терапии»

Древние даосы записывали секреты о чудесных меридианах и точках акупунктуры (в том числе и о точке Чи-цзэ) в трактаты, которые сохранились до наших дней, один из них называется Хуанди Нэйцзин.
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте