Тай-юань

О Канале легких

Точка Тай-юань

Классификация

  1. Точка-быстрина (Земля) ручного тай-инь канала легких.
  2. Точка первичной Ци ручного тай-инь канала легких.
  3. Одно из «восьми средоточий» — «средоточие сосудов».

Название

«Тай» — «великий»; «юань» — «место скопления, хранилище, бездна». Точка Тай-юань Р.9 расположена на отрезке Цунь-коу, является одним из «восьми средоточий» — «средоточием сосудов», связанным со всеми каналами, «местом великого скопления» Ци и крови множества сосудов. Кроме того, Тай-юань Р.9 — точка первичной Ци легких, «место великого скопления» Ци легких.

Другие названия

  • Гуй-синь.
  • Да-Цюань.
  • Тай-цюань.

Локализация

На ладонной стороне лучезапястной складки, в углублении у лучевой стороны лучевой артерии, между сухожилиями лучевого сгибателя кисти и длинной отводящей мышцы I пальца, кнаружи и кверху от бугристости ладьевидной кости .

Функции

  1. Точка Тай-юань Р.9 относится к ручному тай-инь каналу легких, способствует нормализации Ци легких, может использоваться при лечении основных болезней легких. Кроме того, Тай-юань Р.9 — точка первичной Ци ручного тай-инь канала легких. Патологические изменения в определенном цзанфу-органе часто отражаются на точке первичной Ци соответствующего канала, воздействие на нее имеет важное значение при лечении этого органа. В каноне «Лин шу» говорится: «Болезни пяти цзан-органов проявляются в двенадцати точках первичной Ци», а также: «Когда больны пять цзан-органов, следует использовать двенадцать точек первичной Ци». Таким образом, Тай-юань Р.9 — важная точка нормализации функций легких, содействует восстановлению функции легких по распространению Ци и жидкостей тела по организму, охлаждению жара легких, осаждению аномального поднятия Ци легких.
  2. Согласно методу сочетания точек по принципу «хозяин-гость» при лечении болезней ручного тай-инь канала легких можно применять сочетание точек Тай-юань Р.9 и Пянь-ли GI.6. В книге «Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601 г.) говорится: «В [ручном] тай-инь [канале легких] много Ци и мало крови. Чувство переполнения в грудной клетке и жар в ладонях, одышка, кашель, невыносимая боль в надключичной ямке, воспаление горла, сухость в горле, пот на теле, боль в передней части надплечья и в области сосков, в диафрагме скапливается мокрота и возникает нехватка воздуха. Какие же точки следует использовать при возникших болезнях? Все достойные мужи говорят: Тай-юань [Р.9] и Пянь-ли [GI.6]».
  3. Точка Тай-юань Р.9 способствует освобождению поверхности тела от патогенной Ци, может использоваться на начальных стадиях болезней из-за восприятия патогенного ветра для содействия выделению пота при лихорадочных состояниях.
  4. Тай-юань Р.9 — «средоточие сосудов». Точка расположена на отрезке Цунь-коу, который является главным средоточием сосудов и местом пальпации пульса в традиционной китайской медицине, ее можно использовать при всех болезнях сосудов. Сердце управляет кровеносными сосудами, поэтому существует тесная взаимосвязь между сосудами и сердцем. Точка Тай-юань Р.9 используется при лечении многих болезней сердца: боли в области сердца, сердцебиения, депрессивного состояния, бессонницы, раздражительности, бессвязной речи и др.
  5. Ответвление ручного тай-инь канала легких проходит по области горла, поэтому Тай-юань Р.9 часто используется при лечении болезней горла: воспаления горла и сухости в горле, вызванных жаром.
  6. Ручной тай-инь канал легких начинается в Чжун-цзяо (средней части Сань-цзяо), поэтому некоторые точки этого канала можно использовать при нарушении функций селезенки и желудка. Тай-юань Р.9 применяется при лечении вздутия живота, аномального поднятия Ци желудка с рвотой и отрыжкой.
  7. Ручной тай-инь канал легких через точку Ле-цюэ Р.7 связан с сосудом Жэнь-май, поэтому точка Тай-юань Р.9 используется при лечении некоторых болезней половой сферы: дисменореи, аменореи.
  8. Тай-юань Р.9 — точка-быстрина канала легких. Согласно записям в каноне «Нань цзин» (Канон трудностей), точки-быстрины можно использовать при лечении тяжести в теле и боли в суставах.
  9. Мышцы ручного тай-инь канала легких распространяются в реберной области, поэтому Тай-юань Р.9 эффективна при лечении межреберной невралгии.

Показания

  • Болезни легких: кашель одышка, кровохарканье, эмфизема легких.
  • Болезни ручного тай-инь канала легких: кашель, одышка, кровохарканье, боль в горле, чувство переполнения в грудной клетке, беспокойство, частое мочеиспускание, ощущение жара в ладонях, боль в надключичной ямке, боль в области плечевого сустава, плеча, предплечья и запястья.
  • Болезни из-за восприятия внешнего патогенного ветра: лихорадочные состояния без пота с головной болью, жаром в теле, ознобом.
  • Болезни сосудов и сердца: нарушения пульса, болезнь отсутствия пульса, боль в области сердца, сердцебиение, депрессивное состояние, бессонница, раздражительность, бессвязная речь.
  • Болезни горла: воспаление горла, сухость в горле.
  • Болезни Чжун-цзяо (селезенки и желудка): вздутие живота, аномальное поднятие Ци желудка с рвотой и отрыжкой.
  • Болезни половой сферы: дисменорея, аменорея.
  • Прочие болезни: тяжесть в теле, боль в суставах, межреберная невралгия, глухонемота, болезни глаз, зубная боль.

Сочетание

  • Болезни ручного тай-инь канала легких: Тай-юань Р.9 и Пянь-ли GI.6 (метод сочетания точек первичной Ци и точек коллатералей каналов, имеющих наружно-внутреннюю взаимосвязь — по принципу «хозяин-гость»).
  • Болезни легких: седатация в Чи-цзэ Р.5 и стимуляция в Тай-юань Р.9 (метод стимуляции «матери» и седатации «сына»).
  • Лихорадочные состояния без пота: Юй-цзи Р. 10, Тай-юань Р.9, Да-ду RP.2, Тай-бай RP.3.
  • Боль в области сердца из-за нарушений в легких: Юй-цзи Р.10, Тай-юань Р.9.
  • Расширение грудной клетки, связанное со скоплением флегмы и застоем крови при ослаблении Ци легких после болезни или при восприятии внешней патогенной Ци: Фэй-шу V.13, Тай-юань Р.9.
  • Болезни легких и сердца: Юй-цзи Р. 10, Тай-юань Р.9.
  • Кровохарканье, озноб: Тай-юань Р.9, Шэнь-мэнь С.7.
  • Сухость в горле: Цзи-цюань С.1, Тай-юань Р.9, Пянь-ли GI.6, Тай-чун F.3, Тянь-ту VC.22.
  • Боль в эпигастральной области: Тай-юань Р.9, Юй-цзи Р. 10, Цзу-сань-ли Е.36, Жу-ся ВТ, Гэ-шу V.17, Вэй-шу V.21, Шэнь-шу V.23.
  • Скованность языка: Тай-юань Р.9, Хэ-гу GI.4, Ной-тин Е.44, Кунь-лунь V.60, Сань-инь-цзяо RР.6,Фэн-фу VG.16.
  • Беспокойство, бессонница: Тай-юань Р.9, Гун-сунь RP.4, Инь-бай RP.1, Фэй-шу V.13, Инь-лин-цюань RP.9, Сань-инь-цзяо RP.6 .
  • Отрыжка: Тай-юань Р.9, Шэнь-мэнь С.7.
  • Отрыжка: Шэнь-мэнь С.7, Тай-юань Р.9, Шао-шан Р.11, Лао-гун МС.8, Тай-си R.3, Сянь-гу Е.43, Тай-бай RP.3, Да-дунь F.1.
  • Заложенность носа: сначала Ин-сян GI.20, Шан-син VG.23, У-чу V.5, Хэ-ляо GI.19, затем Шуй-гоу VG.26, Фэн-фу VG.16, Бай-лао ВТ, Тай-юань Р.9.
  • Кровохарканье, озноб: Тай-си R.3, Цзу-сань-ли Е.36, Ле-цюэ Р.7, Тай-юань Р.9.
  • Переутомление локтя: Тянь-цзин TR.10, Цюй-чи GI.11, Цзянь-ши МС.5, Ян-си GI.5, Чжун-чжу TR.3, Ян-гу 1G.5, Тай-юань Р.9, Вань-гу IG.4, Ле-цюэ Р.7, Е-мэнь TR.2.
  • Боль верхних зубов: Шуй-гоу VG.26, Тай-юань Р.9, Тай-си R.3.
  • Односторонняя и общая головная боль: Ле-цюэ Р.7, Тай-юань Р.9.
  • Боль в локте: Чи-цзэ Р.5, Тай-юань Р.9.
  • Кашель со свойствами флегмы-ветра: Ле-цюэ Р.7, Тай-юань Р.9.
  • Кашель со свойствами холода-флегмы: Ле-цюэ Р.7, Тай-юань Р.9 (возможно пронизывание от Ле-цюэ Р.7 к Тай-юань Р.9.
  • Боль в грудной клетке, сердцебиение: Тай-юань Р.9, Нэй-гуань МС.6, Шэнь-мэнь С.7.
  • Бессонница: Тай-юань Р.9, Фэй-шу V.13, Тяо-коу Е.38, Инь-бай RP.1.
  • Сухость в горле: Тай-юань Р.9, Юй-цзи Р. 10.

Техника

Перпендикулярное или наклонное укалывание на глубину 0,3—0,5 цуня. Избегать попадания в лучевую артерию. Прижигание: не более 3 конусов.

Источники

П.В. Белоусов «Акупунктурные точки китайской чжэньцзю-терапии»

Свойства меридианов и точек, в том числе точки Тай-юань, разбираются на курсе Хуандинэйцзин, идет набор.
Попробуйте:
Приглашаем посетить
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости


    Мы вКонтакте