Тянь-фу

Первое упоминание

Канон «Лин шу».

Классификация

Название

«Тянь» — «небо, небесная Ци, воздух»; «фу» — «дворец, средоточие, место соединения». Верхняя часть тела называется «небесной». Точка расположена на плече, является местом средоточия Ци легких. Объяснение названия точки также связывают со способом ее нахождения кончиком носа (см. ниже). «Легкие открываются в нос». Нос управляет дыханием, через него проходит воздух (дословно «небесная Ци»), в то время как легкие — «дворец всей Ци организма человека». Кроме того, есть еще одно объяснение. Если протянуть руку вперед или в сторону, точка Тянь-фу Р.З будет находиться на одном уровне с точкой Юнь-мэнь Р.2. Место сосредоточения, дворец (фу) «облачной Ци», то есть Ци легких (см. толкование названия точки Юнь-мэнь Р.2), находится на «небе» (тянь). Таким образом, название точки Тянь-фу Р.З символизирует движение Ци легких — через «облачные ворота» (Юнь-мэнь Р.2) в «небесный дворец» (Тянь-фу Р.З).

Другие названия

Локализация

На внутренней поверхности плеча, на 3 цуня ниже уровня передней подмышечной складки или на 6 цуней выше локтевого сгиба (т. е. в месте соединения верхней 1/3 и нижних 2/3 расстояния между подмышечной складкой и локтевым сгибом), у лучевого края двуглавой мышцы плеча. В книге «Вай тай ми яо фан» (Секретные рецепты чиновника, 752 г.) говорится: «Понюхайте носом плечо, точка расположена в месте кончи ка носа». То eсть для нахождения точки можно протянуть руку вперед, наклонить голову и дотронуться до внутренней поверхности плеча кончиком носа, в этом месте и расположена точка Тянь-фу Р.З.

Функции

  1. Точка Тянь-фу Р.З способствует восстановлению функции легких по распространению Ци и жидкостей тела по организму, поэтому она используется при лечении основных болезней легких — кашля, одышки и т. д.
  2. Восстановление свободной циркуляции Ци легких содействует нормализации состояния жиз ненного духа Шэнь, поэтому точку Тянь-фу Р.З можно использовать при лечении депрессии, сонливости, снижения памяти и других болезней, связанных с расстройством жизненного духа Шэнь.
  3. Тянь-фу Р.З способствует охлаждению жара в крови, поэтому может использоваться при лечении носового кровотечения и кровохарканья. Функции точки Тянь-фу Р.З в лечении носового кровотечения иногда связывают и со способом ее нахождения кончиком носа.
  4. Тянь-фу Р.З также содействует просветлению глаз, используется при лечении близорукости.

Показания

  • Болезни легких: одышка, кашель, отечность слизистой оболочки горла.
  • Болезни ручного тай-инь канала легких: кашель, одышка, кровохарканье, боль в горле, боль и онемение по внутренней поверхности плеча и в области плечевого сустава.
  • Расстройства жизненного духа Шэнь: депрессия, сонливость, снижение памяти, горе.
  • Болезни из-за жара в крови: носовое кровотечение, кровохарканье.
  • Прочие болезни: близорукость, головокружение, отечность, тяжесть в теле, зоб, малярия.

Сочетание

  • Болезни из-за восприятия патогенного ветра, слезотечение, снижение памяти: Тянь-фу Р.З, Цюй-чи GI.11, Ле-цюэ Р.7, Бай-хуэй VG.20.
  • Кашель, одышка: Цзин-цюй Р.8, Тянь-фу Р.З.
  • Зоб, отечность слизистой оболочки горла: Тянь-фу Р.З, Нао-хуэй TR.13, Ци-шэ Е.11.
  • Одышка: прижигание Чжун-фу Р.1, Юнь-мэнь Р.2, Тянь-фу Р.З, Хуа-гай VC.20, Фэй-шу V.13.
  • Носовое кровотечение: Тянь-фу Р.З, Хэ-гу GI.4.

Техника

Перпендикулярное укалывание на глубину 0,5-0,8 цуня. В книге «Вай тай ми яо фан» (Секретные рецепты чиновника, 752 г.) прижигание точки противопоказано.

Источники

П.В. Белоусов «Акупунктурные точки китайской чжэньцзю-терапии»

Свойства меридианов и точек, в том числе точки Тянь-фу, разбираются на курсе Хуандинэйцзин, идет набор.
Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте