Бай-хуэй

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ ПО РАЗБОРУ ТРАКТАТОВ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Классификация

  1. Точка пересечения сосуда Ду-май и ножного тай-ян канала мочевого пузыря.
  2. Точка пересечения сосуда Ду-май и всех ручных и ножных Ян-каналов.
  3. Точка пересечения сосуда Ду-май, ножного тай-ян канала мочевого пузыря, ручного шао-ян канала Сань-цзяо, ножного шао-ян канала желчного пузыря и ножного цзюэ-инь канала печени.

Название

«Бай» — «сто, множество»; «хуэй» — «соединение, пересечение». Точка расположена в середине темени, в ней пересекается множество каналов — почти все Ян-каналы, ножной цзюэ-инь канал печени и сосуд Ду-май. Со всех сторон в определенном порядке расположены различные точки, множество сосудов словно тянутся к соединению.

Другие названия

  • Дянь-шань
  • Сань-ян-у-хуэй
  • Ни-вань-гун
  • Тянь-мань

Локализация

На срединной линии головы, на 7 цуней выше задней границы роста волос, на 5 цуней кзади от передней границы роста волос, на линии, соединяющей кончики ушей. В книге «Чжэнь цзю цзя и цзин» (Канон основ иглоукалывания и прижигания, 282 г.) говорится, что точка расположена «…в месте завитка волос в середине макушки, углубление можно легко нащупать».

Функции

  1. Точка Бай-хуэй VG.20 расположена на темени — самой верхней части тела человека, что и обусловливает основные направления ее применения. Верхняя часть тела относится к Ян, в точке пересекаются Ян-каналы и сосуд Ду-май, который управляет и активирует Ци Ян-каналов всего организма, является «верховным управителем всей Ян» и «морем Ян-сосудов». Свойство Ян — поднятие вверх. Основными принципами, определяющими использование Бай-хуэй VG.20 являются «опускающееся — поднимать», «при болезни внизу использовать точки вверху». Точку можно использовать при очень широком круге заболеваний, связанных с оседанием Ци, которое обычно возникает при недостатке Ци селезенки. К таким болезням относятся головокружение, затуманивание зрения, шум в ушах, слабость, нехватка воздуха, потливость, отсутствие вкусовых ощущений, длительный понос, дизентерия, ночное недержание мочи, маточные кровотечения, выпадение прямой кишки и матки, опущение внутренних органов. В этих случаях чаще всего производится прижигание точки Бай-хуэй VG.20, так как прижигание также обладает свойствами Ян.
  2. С Ян-свойствами точки Бай-хуэй VG.20 связана и ее способность содействовать «возвращению Ян» при отхождении Ци, то есть при аномальном движении жизненной Ци наружу, неспособности Ян-Ци удерживаться внутри организма. Это состояние обычно сопровождается потерей сознания, комой и другими угрожающими жизни проявлениями. Следует помнить, что при отхождении Ци кисти рук больного разжаты, рот открыт, наблюдается розовая окраска щек, со временем — бледность, недержание кала и мочи, похолодание конечностей. Данное состояние относится к недостатку, поэтому обычно производится прижигание точки Бай-хуэй VG.20. К этой категории болезней также относятся отравление угарным газом, солнечный удар и укачивание. Использование точки Бай-хуэй VG.20 при критических состояниях — одно из первых упоминаний в древних источниках о применении конкретных акупунктурных точек при лечении болезней. В «Исторических записках» Сыма Цяня (145—86 гг. до н. э.) описывается случай, когда знаменитый врач Бянь Цюэ (407—310 гг. до и. э.) вылечил наследника престола от болезни «обморока трупом», произведя иглоукалывание в этой точке.
  3. Бай-хуэй VG.20 — одно из «трех начал» — трех точек, которые рекомендуются при лечении различных расстройств жизненного духа Шэнь, таких как сумасшествие, слабоумие, истерия. В книге «Бянь Цюэ шэнь ин чжэнь цзю юй лун цзин» (Канон священного предвестия Бянь Цюэ, Иглоукалывания и прижигания, Яшмового дракона, 1329 г.) говорится: «„Небесное», „земное», „человеческое» — это „три начала». Юн-цюань [R.1], Сюань-цзи [VC.21] и Бай-хуэй [VG.20]. Бай-хуэй [VG.20]на макушке — это „небесное», воздействует на Ци. Юн-цюань [R.1]на подошве — это „земное», воздействует на квинтэссенцию Цзин. Сюань-цзи [VC.21] на груди — это „человеческое», воздействует па жизненный дух Шэнь. Использование их — это жизнь, упущение — смерть. Нужны все „три начала»»
  4. Ветвь сосуда Ду-май в точке Бай-хуэй VG.20 входит внутрь черепа в головной мозг. В каноне «Лин шу» говорится: «Головной мозг — это „море костного мозга», его [точки] вливания – на макушке [в точке Бай-хуэй VG.20]вверху, Фэн-фу [VG.16]внизу… Если в „море костного мозга» образуется избыток, в легкое дело вкладывают много сил, превышая его степень. Если в „море костного мозга » образуется нехватка, шумит в ушах и ломит в голенях, кружится голова и не видят глаза, леность и безмятежный сон». Головной мозг тесно связан с квинтэссенцией Цзин почек. Указанные выше симптомы недостатка в головном мозге явно совпадают с симптомами недостатка квинтэссенции Цзин почек. Состояние квинтэссенции Цзин почек во многом определяет состояние жизненного духа Шэнь. Именно поэтому знаменитый врач Ли Шичжэнь (1518—1593 гг.) писал: «Головной мозг — это дворец первичной Ци и жизненного духа Шэнь». Таким образом, использование точки Бай-хуэй VG.20 в качестве «верхней точки вливания „моря костного мозга»» может быть эффективным при лечении недостатка квинтэссенции Цзин почек, а также при расстройствах жизненного духа Шэнь.
  5. Боль в теменной области головы, как правило, связана с нарушениями в ножном цзюэ-инь канале печени, который пересекается с сосудом Ду-май в точке Бай-хуэй VG.20. Этим объясняется эффективность использования точки при головной боли, а также при головокружении, шуме в ушах, раздражительности, сердцебиении, снижении памяти, покраснении лица после употребления алкоголя, климактерическом неврозе и опистотонусе, связанных с гиперактивностью Ян печени. Считается, что к данной категории болезней относится и артериальная гипертония. Во всех этих случаях прижигание точки строго противопоказано.
  6. Расположение каналов на теле тесно связано с последовательностью и глубиной проникновения в организм внешней патогенной Ци. Поверхностное относится к Ян, внутреннее — к Инь. Все Ян-каналы проходят по поверхности тела, первыми повреждаются при восприятии внешнего патогенного ветра, возникает наружный синдром. Бай-хуэй VG.20 — точка пересечения сосуда Ду-май с Ян-каналами, поэтому может использоваться при лечении наружного синдрома.

Показания

  • Оседание Ци: головокружение, затуманивание зрения, шум в ушах, слабость, нехватка воздуха, потливость, отсутствие вкусовых ощущений, длительный понос, дизентерия, ночное недержание мочи, маточные кровотечения, выпадение прямой кишки, выпадение матки, опущение внутренних органов.
  • Отхождение Ци: апоплексия, потеря сознания, кома, отравление угарным газом, солнечный удар, укачивание.
  • Расстройства жизненного духа Шэнь: сумасшествие, истерия, эпилепсия, резкие перепады настроения, плаксивость, депрессивное состояние, слабоумие, деградация личности, снижение памяти, сердцебиение.
  • Недостаток квинтэссенции Цзин: шум в ушах, головокружение, слабость.
  • Гиперактивность Ян печени: боль в теменной области головы, головная боль распирающего характера, головокружение, шум в ушах, раздражительность, сердцебиение, снижение памяти, покраснение лица после употребления алкоголя, климактерический невроз, опистотонус, артериальная гипертония.
  • Наружный синдром: лихорадочные состояния с головной болью, заложенность носа, чувство тяжести в голове, напряжение мышц задней части шеи, слезотечение.
  • Болезни сосуда Ду-май: напряжение мышц задней части шеи, чувство тяжести в голове, недержание мочи, сумасшествие, эпилепсия.
  • Прочие болезни: малярия, рвота.

Сочетание

  • Малярия: VG24 Шэнь-тин , Бай-хуэй VG.20.
  • Шум в ушах: Бай-хуэй VG.20, VB4 Хань-янь, TR19 Лу-си , IG16 Тянь-чуан , MC7 Да-лин, GI6 Пянь-ли , IG2 Цянь-гу , IG3 Хоу-си .
  • Болезни из-за восприятия патогенного ветра, слезотечение, снижение памяти: Р3 Тянь-фу, GI11 Цюй-чи , P7 Ле-цюэ , Бай-хуэй VG.20.
  • Выпадение прямой кишки: Бай-хуэй VG.20, VG1 Чан-цян (прижигание 7 конусами), VC8 Шэнь-цюэ (количество конусов в зависимости от возраста пациента, то есть сколько пациенту лет, столько и конусов).
  • Выпадение прямой кишки у детей: Бай-хуэй VG.20, VG1 Чан-цян , V25 Да-чан-шу .
  • Апоплексия со стискиванием челюстей: седатация в Е6 Цзя-чэ, VG26 Шуй-гоу, Бай-хуэй VG.20, Чэн-цзян VC.24, GI4 Хэ-гу .
  • Солнечный удар: VG26 Шуй-гоу, GI4 Хэ-гу , Нэй-тин Е.44, Бай-хуэй VG.20, Чжун-цзи VC.3, Ци-хай VС.6.
  • Эпилепсия: Бай-хуэй VG.20, Цзин-цюй Р.8, IG2 Цянь-гу .
  • Эпилепсия: VG26 Шуй-гоу, Бай-хуэй VG.20, C7 Шэнь-мэнь, V63 Цзинь-мэнь, V60 Кунь-лунь, VC14 Цзюй-цюэ .
  • Резкие перепады настроения: Бай-хуэй VG.20, VG26 Шуй-гоу.
  • Деградация личности, слабоумие: C7 Шэнь-мэнь, RP1 Инь-бай, Бай-хуэй VG.20, VC15 Цзю-вэй .
  • Рвота: Бай-хуэй VG.20, MC3 Цюй-цзэ, MC5 Цзянь-ши , MC8 Лао-гун, RP5 Шан-цю.
  • Рвота пузырчатым содержимым: TR23 Сы-чжу-кун, Бай-хуэй VG.20.
  • Боль в теменной области головы: Бай-хуэй VG.20, VG19 Хоу-дин , GI4 Хэ-гу .
  • Головная боль из-за восприятия патогенного ветра: VG23 Шан-син, VG21 Цянь-дин , Бай-хуэй VG.20, IG5 Ян-гу , GI4 Хэ-гу , TR1 Гуань-чун, V60 Кунь-лунь, VB43 Ся-си.
  • Головокружение: VB16 Му-чуан , Бай-хуэй VG.20, V62 Шэнь-май, V67 Чжи-инь , V8 Ло-цюэ .
  • Слезотечение: VB15 Тоу-линь-ци, Бай-хуэй VG.20, TR2 Е-мэнь, IG3 Хоу-си , IG2 Цянь-гу , V18 Гань-шу.
  • Выпадение прямой кишки у детей: сначала прижигание Бай-хуэй VG.20, затем — VC15 Цзю-вэй .
  • Апоплексия с потерей речи: VG24 Шэнь-тин , VG22 Синь-хуэй , Бай-хуэй VG.20.
  • Выпадение прямой кишки: Бай-хуэй VG.20, VG1 Чан-цян .
  • Апоплексия: VG22 Синь-хуэй, Бай-хуэй VG.20.
  • Дизентерия: Бай-хуэй VG.20, VC15 Цзю-вэй .
  • Лихорадочные состояния с головной болью: Бай-хуэй VG.20, VB20 Фэн-чи , VG14 Да-чжуй , GI11 Цюй-чи , PC9 Тай-ян.
  • Болезни глаз: Бай-хуэй VG.20, VB20 Фэн-чи , PC9 Тай-ян, V1 Цзин-мин ,GI4 Хэ-гу .
  • Болезни носа: Бай-хуэй VG.20, VB20 Фэн-чи , Ин-сян GI.20, GI4 Хэ-гу .
  • Потеря сознания: Бай-хуэй VG.20, VG26 Шуй-гоу, MC6 Нэй-гуань .
  • Выпадение прямой кишки: Бай-хуэй VG.20, VG1 Чан-цян , V57 Чэн-шань.
  • Недостаток Ци селезенки: Бай-хуэй VG.20, VC12 Чжун-вань, VC6 Ци-хай, E36 Цзу-сань-ли.

Техника

Горизонтальное укалывание кпереди или кзади на глубину 0,5 — 0,8 цуня. Прижигание: 5 — 7 конусов.

Источники

П.В. Белоусов «Акупунктурные точки китайской чжэньцзю-терапии»

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте