Я-мэнь

О Заднесрединном меридиане

Точка Я-мэнь

Первое упоминание:

Канон «Су вэнь»

Название

Я — «немота»; мэнь — «ворота». Точка может использоваться нри лечении немоты, поэтому и сравнивается с «воротами немоты».

Другие названия

  • Фэй-ди

Локализация

Точка Я-мэнь находится между I и II шейными позвонками, выше задней границы роста волос на 0,5 цуня.

Функции

1. Я-мэнь VG.15 — точка сосуда Ду-май, расположена кзади от корня языка, ее основной функцией является устранение различных болезней корня языка — скованности языка, слабости языка, потери голоса, расстройств речи, затруднения глотания, глухонемоты. В этих случаях точка часто применяется в сочетании с Лянь-цюань VC.23, расположенной кпереди от корня языка.
2. Я-мэнь VG.15 находится вблизи головного мозга, связанного с жизненным духом Шэнь. В книге «Чжэнь цзю цзюй ин» (Собрание цвета иглоукалывания и прижигания, 1529 г.) она отнесена к группе «девяти точек для возвращения Ян». Точку можно использовать для пробуждения жизненного духа Шэнь при критических состояниях из-за отхождения Ци, то есть при истощении Ян-Ци и ее неспособности удерживаться внутри организма.
3. Я-мэнь VG.15 — точка пересечения сосудов Ду-май и Ян-вэй-май. Сосуд Ян-вэй-май управляет наружным. В каноне «Нань цзин» (Канон трудностей) говорится: «Болезни Ян-вэй [-май] — мучительные озноб и жар». Этим объясняется эффективность точки при лечении наружного синдрома с лихорадкой без пота.
4. В книге «Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601 г.) точку рекомендуется использовать при «всех болезнях с избытком Ян-жара», то есть при гиперактивности Ян. Сосуды Ду-май и Ян-вэй-май, которые пересекаются в точке Я-мэнь VG.15, являются местами скопления Ци всех Ян-каналов. Этим объясняется эффективность точки при лечении маниакального состояния, эпилепсии, опистотонуса, возникновение которых тесно связано с гииерактивностью Ян.
5. В каноне «Лин шу» говорится: «Тань-чжун [VC.17] — это „море Ци , его [точки] вливания -выше и ниже шейных позвонков (Я-мэнь VG.15 и Да-чжуй VG.14) вверху, Жэнь-ин [Е.9] спереди. Если в море Ци образуется избыток, возникают чувство переполнения в грудной клетке, грубое дыхание и покраснение лица. Если в море Ци образуется недостаток, возникают нехватка воздуха и нежелание разговаривать». Вся Ци организма подчиняется легким, таким образом, использование точки Я-мэнь VG.15 может быть эффективным при лечении нарушений функций легких, а также при связанных с этими нарушениями состояниях недостатка и избытка Ци.

Показания

  • Болезни корня языка: скованность языка, слабость языка, потеря голоса, расстройства речи, затруднение глотания, глухонемота.
  • Болезни сосуда Ду-май: напряжение и боль мышц задней части шеи, чувство тяжести в голове, сумасшествие, эпилепсия.
  • Критические состояния: апоплексия, эпилепсия.
  • Расстройства жизненного духа Шэнь: апоплексия, эпилепсия, сумасшествие.
  • Наружный синдром: лихорадочные состояния без пота.
  • Болезни со свойствами гиперактивности Ян: маниакальное состояние, эпилепсия, опистотонус.
    Прочие болезни: носовое кровотечение.

Сочетание

  • Желтуха: IG4 Вань-гу, Чжи-ян VG.9.
  • Боль в подреберье: Чжи-ян VG.9, VB34 Ян-лин-цюань, VB24 Жи-юэ .
  • Боль в эпигастральной области: Чжи-ян VG.9, MC6 Нэй-гуань , E36 Цзу-сань-ли.

Техника

Перпендикулярное или наклонное укалывание книзу на глубину 0,5 — 1 цунь. При иглоукалывании не следует производить вращение и пунктирование иглой с большой амплитудой. Не превышать установленную глубину укалывания и не производить наклонное укалывание кверху, во избежание повреждения продолговатого мозга и смерти пациента. Прижигание точки противопоказано. 

Источники

П.В. Белоусов «Акупунктурные точки китайской чжэньцзю-терапии»

Свойства меридианов и точек, в том числе точки Я-мэнь, разбираются на курсе Хуандинэйцзин, идет набор.

Попробуйте:
Приглашаем посетить
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости


    Мы вКонтакте