Все в нашем мире требует энергии. Более того, можно сказать, что энергия является основой для любого процесса и явления. Для цивилизации древнего Китая это утверждение не носило философского или умозрительного, теоретического характера, оно было совершенно осязаемой, практической констатацией. Именно благодаря практическим методам работы с энергией стали возможны традиционная китайская медицина, практики яншэн 養生, которые мы знаем частично как цигун 氣功, традиционные китайские боевые искусства, искусство фэн-шуй 風水, и многое другое, включая даже китайскую кухню.
В практическом смысле энергию (ци 氣) условно можно разделить на энергию со знаком «плюс» или со знаком «минус». Есть энергия, направленная на усиление того или иного процесса, и энергия, направленная на его ослабление. Например, для того, чтобы костер разгорелся, нужен приток кислорода, и движение воздуха поможет пламени разгореться. Если же необходимо контролировать, ослабить, или затушить огонь, то можно перестать добавлять дров, или и вовсе плеснуть водой. Китайская традиция построена на понимании того, что наш мир состоит из дуальностей, и каждый процесс или явление в тот или иной момент времени, если не пребывает в равновесии, то либо растет, либо идет к закату. Самый простой пример дуальности, двух разнонаправленных начал в нашем мире – это пример ночи и дня, тьмы и света. Ночь и день сменяют друг друга, также сменяют друг друга лето и зима, тепло растапливает холод, затем тепло ослабевает, и холод снова наращивает свое присутствие. Так зримо движутся и взаимодействуют друг с другом два принципа нашего мира – энергия инь 陰 и ян 陽.
Инь символизирует тень, ночь, зиму, холод, завершение. Ян – солнце, свет, день, лето, рост и расцвет. Инь и ян сменяют друг друга, и этот процесс перемен является базовой основой всех вещей и явлений. В известном символе – круге, разделенном на две «капельки» черного и белого цвета – можно увидеть еще один из принципов – каждая из этих энергий, достигая своего максимального развития, содержит в себе зерно собственной противоположности.
Разделение единого целого на две энергии – инь и ян, рождение из двух энергий четырех образов, которые знакомы нам по четырем временам года, и дальнейшее рождение из этих четырех образов восьми триграмм, важнейших характеристик процесса изменений всех вещей и явлений, отражено в трактатах древних мудрецов Китая:
Таким образом, в Переменах есть Великий предел (тай цзи). Он рождает двоицу образов (и). Двоица образов рождает четыре символа (сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (гуа). Восемь триграмм определяют счастье и несчастье. Счастье и несчастье рождают великое деяние.
— Си цы чжуань (пер. В.Е. Еремеева)
Энергии инь и ян относится к важнейшим элементам теории перемен, глубоко разработанной в древнем Китае. Канон перемен И цзин 易經 был составлен как средство, помогающее описать и определить тенденции развития любого процесса и явления на основе законов перемен, движимых изначальной энергией Дао.