
Внутренняя алхимия — одно из направлений даосских практик самосовершенствования, включающая в себя методы преобразований цзин 精, ци 氣 и шэнь 神 в теле практикующего. Существуют различные названия для данных практик — нэйдань 内丹 (внутренний эликсир), цзинь дань 金丹 (золотой эликсир — объединяет как внутреннюю, так и внешнюю алхимию) и другие.
Хотя и считается, что родоначальником даосизма был Лао-цзы 老 (годы его жизни датируются VI-V веками до н. э.), это не соответствует действительности, так как даосская традиция существовала гораздо раньше. Например, знаменитый трактат И цзин 易經 (другое название Чжоу и周易) , был написан задолго до Лао-цзы — около 700 г. до. н. э. Символика этого трактата — гексаграммы — тесно связано с даосской алхимией и практиками нэйдань как с ее частью. В некоторых даосских трактатах гексаграммы используются для объяснения алхимических процессов. Среди таких текстов можно назвать Цань тун ци參同契 — его авторство приписывается даосу Вэй Бо-яну魏伯陽, жившему примерно в 100 — 170 гг. н.э., У чжэнь пянь 悟真篇, написанный в XI веке н.э. Чжан Бо-дуанем 张伯端.
Во внутренней алхимии тело человека уподобляется печи, а цзин и ци — это лекарство. Цзин, ци и шэнь представляют собой три сокровища, а их преобразование через прохождение ряд стадий ведет к обретению состояния сяня 仙.
Тщательно смотри за снадобьем,
— Чжан Бо-дуань, У чжэнь пянь (пер. Е.А.Торчинова)
за печью, за периодом горенья огня.
С духом спокойным следи
за небесной естественностью,
[Тогда] все инь уничтожится
и эликсир созреет.
[Ты] свободен, бежал из клетки
и обрел десятитысячелетнее долголетие.
Важно отметить, что ци, используемая в методах нэйдань — это не та же самая ци, которую получает человек с пищей, из воздуха или практикуя методы цигун 氣功. В практиках внутренней алхимии используется так называемая юань ци 元气 — врожденная ци, получаемая от родителей. Ее невозможно восполнить практиками цигун. Поэтому В этом состоит принципиальное отличие цигун и даосской алхимии.
Одними из основных понятий во внутренней алхимии является понятие дань тяней 丹田, малого Небесного круга (Сяо чжоу тянь 小周天) и большого Небесного круга (Да чжоу тянь 大周天)
- Дань тянь — особый энергетический центр, проявляемый именно практикой нейдань. Существует три дань тяня: верхний, средний и нижний.
- Малый Небесный круг — так называют путь циркуляции юань ци по каналам Жэнь-май 任脉 и Ду-май 督脉. Во время практики малого Небесного округа происходит преобразование цзин в ци.
- Большой Небесный круг — стадия преобразования юань ци в дух шэнь.