Испокон веков люди «желали знать, что будет», и при любых серьезных начинаниях, как могли, вопрошали «волю Небес», чтобы дела людей шли в унисон с повелениями Неба.
Тысячи лет назад знаменитые мужи Древней Греции и Рима – от Александра Македонского до Цицерона — обращались к Дельфийскому Оракулу. В Древнем Китае правители вопрошали Небо с помощью систем гадания на панцирях черепах и на стеблях тысячелистника. И в наше время люди также «желают знать, что будет» — и потому популярны западная астрология, восточная система ба цзи 八字, и другие способы «заглянуть в неведомое». Но как, и на что опереться в такой сложной задаче? Ведь, кроме мнений астрологов и гадателей, которые могут быть и субъективными, должна быть какая-то надежная основа, система знаний о том, по каким законам живет и изменяется мир, в соответствии с которой можно пытаться прогнозировать, как будет изменяться жизнь и ее явления во времени.
Для цивилизации Древнего Китая такой системой стал «Канон Перемен» — И цзин 易經, или Чжоу И 週易. Это уникальное явление, воплотившее в себе древнюю мудрость, и в наше время привлекает большое количество исследователей не только в Китае, но и во всем мире. Известный немецкий ученый Лейбниц, описавший современную двоичную систему счисления, ставшую основой для развития компьютерной техники, восхищался системой И цзин, считая, что в Древнем Китае задолго до европейской цивилизации достигли больших высот в философской математике.
Подобно современному двоичному коду, когда вся информация окружающего нас мира описывается комбинациями всего двух знаков – 0 и 1, в Древнем Китае издревле заметили, что все многообразие явлений в нашем мире является отражением взаимодействия двух основополагающих принципов бытия – инь 陰 и ян 陽. И действительно, ночь и день, свет и тьма, вдох и выдох, солнце и луна – список явных примеров реализации двух этих принципов можно продолжать долго.
В процессе постижения мира люди стремились зафиксировать свое понимание, изобразить его графически – символами, числами и словами. В Древнем Китае использовали простое графическое изображение двух основополагающих принципов инь и ян с помощью т.н. яо 爻, знаков, представляющую собой горизонтальную целую черту (символизирующую принцип ян) или черту, прерванную посередине (символизирующую принцип инь).
Говорят, что «все течет, все изменяется», ничто не статично. Динамика взаимодействия сил инь и ян дает комбинацию черт из двух яо. Все возможные сочетания таких комбинаций отображают различные свойства, качества этого взаимодействия во времени. Так получается т.н. четыре символа – старый инь (лао инь) 老陰, молодой ян (шао ян) 少陽, молодой инь (шао инь) 少陰, старый ян (лао ян) 老陽.
В соответствии с принципом сань цай 三才- три ценности, три основы, или три начала — в глубокой древности были составлены триграммы, символы (гуа 卦), состоящие из трех черт яо. Все возможные комбинации трех черт образуют восемь триграмм – ба гуа 八卦.
Принцип трех начал трактуется по-разному. Чаще всего говорится про триаду Небо-Земля-Человек, или Дао Неба – Дао Земли – Дао Человека.
Весь процесс схематично можно отобразить следующим образом:
Таким образом, структура и порядок формирования восьми триграмм ба гуа представляет собой следствие последовательного разделения (по инь-ян) великого единого — великого предела (Тай Цзи) 太極.
В знаменитом древнем комментарии к «Канону Перемен» Чжоу И, «Си цы чжуань» 繫辭傳, авторство которого приписывается Конфуцию 孔子, про легендарного древнего императора Фу-си 伏羲 говорится:
В древности Бао-си был ваном Поднебесной…начал создавать восемь триграмм, чтобы проникнуть в просветленную духом благодать (Дэ), чтобы классифицировать свойства тьмы вещей.
— Си цы чжуань (перевод А.Е. Лукьянова)
Подобно четырем символам, отображающим взаимодействие двух принципов, каждая из триграмм представляет собой следующий символ, более сложный, и включает в себя как энергетическую, так и материальную составляющую. Каждая триграмма имеет название, а также традиционно ассоциируется с одним из восьми направлений/сторон света.
Таким образом, в Древнем Китае, за несколько тысяч лет до наших дней, символами – сначала триграмм, а затем гексаграмм — была описана универсальная картина того, как живет и по каким законам изменяется мир. Гексаграммы – сложносоставные символы из шести черт яо — образованы путем взаимодействия-сочетания каждой из восьми триграмм с другими. Всего таких комбинаций – 64 (лю ши сы гуа) 六十四卦, и вся сложнейшая система описания перемен уложена древними мудрецами в 64 емких символа, 64 ситуации, или 64 фазы-состояния развития того или иного процесса или явления.
Конфуций в своих комментариях к И Цзин («Си цы чжуань», «Шо гуа чжуань»), наверное, первый описывает целостную философскую концепцию, когда расшифровка гексаграмм дает понимание сути той или иной фазы развития того или иного процесса. Однако, такая расшифровка гексаграмм представляет собой непростое дело – что и понятно, ведь символы эти универсальны, а все многообразие явлений описано столь малым их количеством. Но непростое – не значит невозможное. Ведь у каждой гуа есть графическое изображение структуры, есть имя, также древние комментаторы в кратких словесных формулах отразили образы и понятия, как абстрактные, так и вполне конкретные, которые призваны помочь в расшифровке гексаграмм.
Существуют, конечно, и более развернутые комментарии от переводчиков и современных исследователей Чжоу И. Но, безусловно, важно при этом отделить перевод от интерпретации, которая может быть субъективна, и лишь увеличивать непонимание.
Чтобы отделить субъективное от объективного, в Древнем Китае было создано учение 象數之學 сяншучжи-сюэ – учение о символах и числах, которое изучало закономерности и связи между символами и числами, а также сложносоставными схемами из символов и чисел. Это учение помогало «распределять по родам свойства всей тьмы вещей» («Си цы чжуань»), описывая единые принципы для самых разных аспектов – отрезков времени и пространства, природных энергий-стихий, цветов, чисел, внутренних органов человека, отношений в семье и обществе, фиксируя соответствия между столь разными, на первый взгляд, вещами и явлениями.
Гексаграммы, наряду с системой знаний о символах и числах, стали основой астрономии и точнейшего календаря, а также медицины, алхимии, литературы, искусства, — словом, их можно назвать основой всей богатейшей культурной традиции китайской цивилизации.
Именно поэтому расшифровка гексаграмм и постижение древней науки, Канона Перемен, представляет собой уникальный инструмент изучения и познания.