Даосские практики для женщин – широкое понятие, которое может включать в себя, как распространенные методы поддержания женского здоровья, так и более серьезные практики даосской алхимии.
Первые содержат в себе различные упражнения для поддержания движения ци 氣 и крови (сюэ 血) в организме, в особенности в области малого таза, что имеет принципиальное значение для женского здоровья — застои ци и крови в этой зоне приводят к возникновению различных женских заболеваний. Кроме того, они содержат упражнения на повышение гибкости, работу с суставами тела, поддерживающими тонус и беспрепятственную циркуляцию ци в теле.
Если же говорить о более серьезных методах, то следует упомянуть практика внутренней алхимии, нэйдань 内丹. В широко известных практиках цигун 氣功, яншэн 養生 работают с так называемыми поснебесными цзин 精 , ци 氣 и и шэнь 神. Основное отличие практик внутренней алхимии заключается в том, что они задействуют прежденебесные цзин 精 , ци 氣 и и шэнь 神. Чтобы проиллюстрировать различие прежде и после небесного, можно привести пример отличий ци:
- Прежденебесная ци – это та энергия, которую человек получает от своих родителей, ее запас ограничен и расходуется в течение всей жизни. Когда она иссякает, человек умирает. Ее невозможно восполнить методами цигун, но возможно восстановить практикой даосской алхимии.
- Посленебесная ци – это энергия, которую мы получаем из еды, воздуха, а также практикую различные методы цигуна (например, практику чжань чжуан 站桩 – знаменитый метод набора энергии). С помощью увеличения количества этой ци мы можем улучшить свое самочувствие, увеличить энергетический потенциал до известных пределов, поддерживать и укрепить здоровье. Но для глубоких трансформаций и достижения состояния сяня 仙 (бессмертного) практика с этой ци ничего не дает.
В даосской традиции практики внутренней алхимии для женщин выделились в отдельную категорию – нюй дань 女丹. Это связано с особенностями женского организма и женской физиологии. В китайской традиции согласно концепции инь-ян 陰陽 мужчина относится к ян 陽, а женщина к инь 陰. Одним из основных различий в практике является наличие особой стадии в даосских практиках для женщин, связанная с остановкой менструаций (называемых чи лун 赤龍 – красный дракон) – «обезглавливание красного дракона».