Зачем нужна медитация?

К Статьям

Зачем нужна медитация

В наше время словом медитация стали называть различные по форме, методу исполнению и внутреннему наполнению практики. Современные исследователи различных методов медитации приходят к согласию о том, что различные традиции имеют свои, существенно различающиеся методы, и использование слова «медитация» для перевода на европейские языки различных восточных практик привело к тому, что дать определение слову медитация, которое бы включало эти различные смыслы, стало очень сложно – если не невозможно. Само слово медитация произошло от латинского meditatio – имеющего значение «думать, созерцать». Как и следует из его происхождения, сам термин медитация – европейского происхождения. При знакомстве европейцев с восточными традициями, в попытке перевести термины, обозначающие различные методы из традиций Индии, Китая и Японии на европейские языки, переводчики стали использовать слово «медитация» для их обозначения. Однако, каждая из этих разных практик, называемая в популярной литературе одним и тем же словом медитация, была неотъемлемой частью сложной системы, где каждая ступень помогала предыдущей.

Если Вам интересно, какие древние методы практики использовали в древнем Китае, какие методы роднят практики раннего буддизма и средневекового даосизма, приглашаем Вас на курс по трактату даосского Учителя Лю Хуаяна, совместившего знания буддийского монаха и наставления даосского Учителя — Трактаты Школы Улюпай — Хуэйминцзин.

В древних традициях Индии и Китая практики, обозначаемые как медитация, были вспомогательным этапом, применяемым для достижения единой для всех этапов цели. Например, древнейший трактат по индийской йоге – Йога-сутры Патанджали называет восемь больших ступеней пути йоги — яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. В современной популярной литературе словом «медитация» могли бы перевести как минимум три разных этапа пути йоги, каждый из которых предполагает различные методы практики – пратьяхару (отбрасывание, отвлечение органов чувственного восприятия от внешних влияний), дхарану (сосредоточение, удержание состояния) и дхьяну (созерцание, устраняющее рассеянность сознания, часто переводится как медитация).

Примерно то же можно сказать про буддийские методы, такие, например, как анапанасати и сатипаттхана, которые позднее стали называть практикой випассаны. Все это части целостной системы практики, изначально включающей в себя большое разнообразие методов, которые помогают совершенствовать различные аспекты самого себя, и далеко не только ум или умственное восприятие.

В Китае, например, где зародилось учение чань 禪, названное японскими последователями буддизма дзен 禅, впоследствии ставшей основой для распространения практики цзо чань 坐禅, известную также как дза дзен, также были свои методы практики. Однако, в Китае также существовали методы, имевшие названия цзо ван 坐忘, цзин цзо 靜坐, шоу и 守一, синь чжай 心齋, и бао пяо 抱朴 (часто пишется как бао пу).

Все традиционные практики имеют свои особенности, потому ответ на вопрос, зачем нужна медитация, может быть отличным в зависимости от традиции и ее контекста и в зависимости от вида самой практики. Иногда можно встретиться с ошибочным утверждением о том, что практика медитации – это сидение в позе Будды с закрытыми глазами. Однако, существуют различные виды медитативных практик, некоторые выполняются при ходьбе, некоторые – в положении стоя, некоторые – в положении лежа. Правильное положение тела почти всегда имеет значение, но сама суть практики не сводится только в соблюдении той или иной позы.

Однако, ответить на вопрос, зачем нужна медитация все-таки можно. Каждая из описанных выше практик относится к той или иной древней традиции самосовершенствования. Изначально человек зачастую очень подвержен влиянию внешнего мира, и это нормально. Внешний мир может таить в себе самые разные явления, и быть внимательным к его проявлениям – в том числе и залог выживания, так было тысячи лет. Однако, если говорить о «внутреннем космосе» человека – познавать его, будучи погруженным в суету окружающего мира довольно сложно. И практически невозможно, если речь идет о большинстве людей, вынужденных активно действовать во внешнем мире. Тем не менее, любая деятельность, любая работа со временем приводит к накоплению усталости, и возникает потребность в отдыхе. Для знакомства с внутренним космосом человека — с тем, как внутри циркулирует энергия, какие энергетические центры и каналы есть у человека в теле, и со многим другим – также требуется, чтобы внимание человека было обращено внутрь, отдыхало от суеты и напряжений активной деятельности внешнего мира. Поэтому во всех традициях уделяли внимание тому, чтобы тело и сознание человека периодически получало отдых, а внимание можно было направить внутрь тела. И если расслабить тело – как кажется – не так уж и сложно, то расслабить сознание бывает сложнее – потому, что оно привыкло быть постоянно вовлеченным в ту или иную деятельность. И даже если человек прямо сейчас не участвует в деятельности, его сознание вполне может продолжать «перебирать» те или иные ситуации из прошлого, связанные с теми или иными эмоциональными переживаниями, умственными убеждениями, идеями и целями. В даосской традиции Китая человеческий ум сравнивают с обезьяной, скачущей постоянно с ветки на ветку – от мысли к мысли, а эмоции и чувства сравнивают с галопирующей лошадью, которую, если она разгонится, сложно остановить. В этой связи каждая традиция использовала свои методы, позволяющие расслабить эмоции и страсти, успокоить и расслабить умственное напряжение, и обратить внимание к тому, что происходит внутри.

Различные методы, позволяющие добиться состояния, более, чем обычно, очищенного от суеты и загрязнений «мира пыли», помогали приблизиться к другим, более глубоким, ориентированным на внутреннее, ступеням практики. Недаром во многих традициях причинами многих человеческих проблем называются невежество и омрачения сознания. Методы, позволяющие более ясно воспринимать то, что происходит с телом и душой человека, безусловно, полезны.

Однако, вопреки нередко бытующему в популярной, но не слишком углубляющейся в истины древних традиций современной литературе, те или иные медитативные практики использовались лишь как вспомогательное средство, и не были самоцелью или основным методом совершенствования. Состояние сердца и ума, при котором человек спокоен, расслаблен и чутко внимателен к тому, что можно почувствовать внутри себя самого, дает возможность не только увидеть и почувствовать многое, но и использовать совершенно другие методы и техники практики, направленные на работу с внутренней энергией и другими составляющими внутреннего космоса человека:

Изначальные Врата и путь неуловимого дыхания проявляются, когда все мысли прекращаются, Колесо Закона будет циркулировать через сотню каналов. Всегда тяготеет и поддерживает огонь в полости долголетия. Обратите внимание на Блестящую Жемчужину и Врата, которые превосходят смерть.

— Хуэйминцзин, Лю Хуаян (пер. Е.Вонг)

Важно только учитывать, что, как и любая другая серьезная практика совершенствования себя, методы медитативных практик также требуют глубокого понимания общих принципов, а также руководства опытного наставника, посвященного в истинные методы той или иной традиции. Такой наставник может помочь практикующему пройти через целостную систему самосовершенствования, и получить хорошие результаты практики.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте