Значение И цзин

К Статьям

Значение И цзин

И цзин 易經 – древнекитайский трактат, который называют также Каноном перемен. С древности люди сверялись в своих делах со знамениями, пытаясь проникнуть в «веления Неба». Существует большое количество свидетельств о том, что перед любым серьезным начинанием люди в самых различных культурах древности – от Древней Греции до Древнего Китая – прибегали к помощи оракулов и прорицателей, чтобы определить, будет ли начинание благоприятным. Особенно это касается свидетельств о тех людях, кто был обличен влиянием и властью, и имел возможность уделять этому свое внимание и ресурсы. В наше время подобные методы «вопрошания Небес» называют гаданием, в древности же справедливо полагали, что существуют объективные законы, управляющие всем – от движения небесных светил, которое происходит всегда в четком, наблюдаемом уже тогда людьми порядке – до земных событий и дел. Во времена древнекитайской династии Чжоу 周朝, правившей Китаем с 1045 г. до н.э. по 221 г. до н.э., для определения «воли Небес» использовали гадание на стеблях тысячелистника, в результате чего получали различные числовые комбинации, которые трактовали в соответствии с учением, которое впоследствии получило название сяншучжи-сюэ 象數之學 – учение о символах и числах. Все многообразие вещей и явлений в древнем Китае описывалось как своеобразная игра-взаимодействие двух принципов-первоначал – инь 陰 и ян 陽. В графическом отображении принцип инь изображался как прерванная горизонтальная черта, называемая яо 爻, а принцип ян – как цельная горизонтальная черта. Из комбинаций черт инь и ян еще в глубокой древности были составлены символы — из комбинаций двух черт – четыре образа, а из комбинаций трех черт – триграммы гуа 卦. Самым простым и понятным воплощением четырех образов в жизни являются четыре времени года. С триграммами все несколько сложнее — все возможные комбинации триграмм – всего восемь возможных сочетаний, или ба гуа 八卦 – отображают универсальный порядок изменений любого процесса или явления в нашем мире, служа, таким образом, универсальной схемой происходящих в мире перемен.

Наиболее древнюю последовательность триграмм, или прежденебесный порядок триграмм, традиция относит ко времени легендарного древнекитайского императора Фу-си 伏羲, который, как считается согласно принятой конфуцианской модели летоисчисления, правил Китаем с 2852 по 2737 годы до н. э. Углубление описательной модели перемен, как некоего универсального закона, от восьми триграмм ба гуа к 64 гексаграммам, символам из шести черт, составленным из сдвоенных триграмм, и образует основу канона перемен И цзин. 

Если Вас интересует изучение принципов и законов перемен, приглашаем Вас на особый курс Раскрытие истины И цзина.

Древнее название И цзин звучит как Чжоу и 周易- и имело несколько различных вариантов перевода. Иероглиф чжоу 周 в этом названии можно понимать и как название династии Чжоу, но также этот иероглиф обозначает круг, цикл, оборот, а также всесторонний, всеобщий, универсальный, полный, исчерпывающий, совершенный, везде, повсюду. Второй иероглиф и 易означает перемена; изменение; смена; превращение; изменчивость, должным образом, как следует, держать в должном порядке; приводить в должное состояние. Таким образом, Чжоу и может переводиться по-разному – и как цикл, кругооборот перемен, и как универсальные, всеобщие перемены, и как универсальный (порядок), приводящий в должное состояние. Каноном перемен – И цзин – трактат стали называть уже много позже.  Таким образом, значение И цзин сложно переоценить – фактически он представляет собой описание закономерностей изменений любого из процессов или явлений, происходящих в нашем мире.

Основу текста И цзин составляют 64 гексаграммы 六十四卦 – графические символы, описывающие различные универсальные ситуации-состояния, которые проходит любая вещь или явление с течением времени. Каждая гексаграмма в трактате содержит название – например, первая гексаграмма называется цянь 乾, чаще всего переводится как творчество, и символизирует небо, солнце, принцип ян. К каждой гексаграмме в тексте И цзин дается фраза, характеризующая гексаграмму в целом, а также шесть фраз-пояснений для каждой из шести входящих в нее черт.

В силу того, что гексаграмма представляет собой символ одного из 64 возможных состояний процесса и явления, эти пояснения и характеристики также носят универсальный характер, и потому их не всегда просто понять в приложении к конкретной ситуации. Поэтому еще до н.э. появились первые письменные комментарии к книге перемен. Самым известным из них является Си цы чжуань 繫辭傳, или Да чжуань 大傳 – комментарий привязанных слов. Пожалуй, именно знакомство с Си цы чжуань позволяет сделать первый шаг к тому, каково значение И цзин, и насколько глубокое и древнее знание заложено в Канон перемен.

Более же глубокое изучение законов перемен требует соприкосновения с традицией древнего Китая, особенно знакомства с учением о Дао 道, для понимания сокровенных изначальных смыслов, заложенных в символы, числа, и термины Канона перемен.

В чем предназначение Перемен? Посредством них познаются вещи, выполняются дела, охватывается Дао Поднебесной. Вот для чего они.

— Си цы чжуань (пер. В. Е. Еремеева)

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте