Наверное, немного найдется людей, не знакомых со знаком инь-ян 陰陽 – знакомый многим круг, разделенный на две «капельки», нарисованные в динамике, уже давно стал знаковым символом, неразрывно связанным с древней мудростью Востока. Он широко используется и в Японии, и в Южной Корее, которая поместила один из вариантов его изображения на свой флаг. Но происходит он из древнего Китая, как и сама концепция инь-ян.
Инь 陰и ян 陽 – понятия даосизма, отображающие два разнонаправленных, противоположных принципа, взаимодействие которых порождает все многообразие вещей и явлений в этом мире. Можно найти множество примеров явлений, в которых находит отображение эта концепция, объясняющая природу инь и ян. Самые понятные и простые – свет и тьма, день и ночь, тепло и холод, лето и зима, движение и покой. Нетрудно заметить, что – подобно самим принципам инь и ян – все эти явления являются двумя частями одного и того же явления, переходят одно в другое, словно меняясь местами – день переходит в ночь, лето – в зиму, и т.д.
Динамика словно заложена в этот символ, что роднит его с еще одним знаковым для цивилизации древнего Китая понятием перемен – и 易. Перемены и – это те силы, законы и принципы, которые управляют круговоротом вещей, развитием событий и явлений и их завершением.
Порождение порождений называется Переменами (и). Доводящее до зрелости образы (сян) называется Цянь. Воплощающее способы (фа) [их проявлений] называется Кунь. Исчисление предела для познания будущего называется предсказанием (чжань). Цикличность (тун) и изменения (бянь) называются делом (ши). Безмерность инь и ян называется духом (шэнь).
— Си цы чжуань (пер. В.Е. Еремеева)
Интересно проследить происхождение и этимологию самих иероглифов инь 陰 и ян 陽. Как можно заметить, эти иероглифы содержат один общий элемент — 阝, который имеет следующие значения — насыпь, курган, холм, возвышенность, гора, склон. В древнем Китае холм как возвышенность был символом процветания. При этом иероглиф ян 陽 содержит дополнительно элемент 日 – солнце, а также элементы 示 — выражать, изъявлять и 彡 – солнечные лучи. Таким образом, иероглиф ян буквально изображает сторону сторону холма, которой являет свои лучи солнце. Иероглиф же инь, вместо «солнечных» элементов, содержит элемент 今 – сегодня, теперь, и элемент 云 – туча, облако. Таким образом, иероглиф инь отображает склон горы, который в настоящее время окутан облаком – частицами влаги, воды, которые заслоняют собой солнце и не дают солнечным лучам согревать его. Туча не только заслоняет собой солнце, давая тень, но может, накопив влагу, пролиться дождем, который, будучи обильным, может смывать со склона горы плодородную почву, урожай и угрожать жилищам людей. Стоит отметить, что китайские иероглифы, особенно древние, представляют собой не просто изображения тех или иных явлений, но и нередко отображают символы, скрытую суть этих явлений так, как видели ее древние мудрецы Китая.
Каково значение понятий ян и инь в китайской традиции? Инь-ян – символ постоянно находящихся в динамике, и при этом неизменных принципов, столь же извечных, как земля с ее ландшафтом, небо над ней, и солнце, испаряющее своим теплом влагу, поднимающуюся в облака. Каждый из этих принципов, достигнув своего предела, наивысшей точки развития, превращается в свою противоположность. Можно легко наблюдать работу этих принципов в жизни, в том числе, и на самом себе – любая активная деятельность рано или поздно неизбежно переходит в свою противоположность – покой, расслабление.
Олицетворяющий концепцию инь-ян символ называется великим пределом – тай цзи 太極. Иероглиф тай 太, который часто переводят как «великий», означает также высший, первый. Иероглиф цзи 極, который чаще всего переводится как «предел», имеет также значения край, граница, полюс, высшая степень, идеал, совершенство. Таким образом, тай цзи можно перевести также и как высшая граница, высшая степень или высшее совершенство. Это неудивительно – ведь с точки зрения порядка порождения всех вещей, описанного древними даосскими мудрецами, тай цзи – это первое, что происходит из беспредельного – у цзи 無極, и порождает два образа лян и 两仪. Два образа – инь и ян — это две части одного явления, которое называли по-разному – великим совершенством/великим пределом тай цзи, или Дао 道. Именно древнее понятие Дао часто использовалось как синоним тай цзи.
В настоящее время изображение инь-ян, или тай цзи, является также общепринятым символом даосизма. Его происхождение в известном нам виде связывают с древним даосским наставником Чэнь Туанем 陳摶, авторству которого принадлежит схема под названием «План беспредельного». В дальнейшем последователи Конфуция Чжоу Дунь-и 周敦颐 и Чжу Си 朱熹, изучив наследие Чэнь Туаня, написали развернутые теоретические труды, посвященные совмещению изображения тай цзи со сторонами света, триграммами и гексаграммами И цзин 易經, и другими важнейшими понятиями китайской цивилизации.