Исторические сведения
Китайская иероглифика (китайская письменность — хань цзы 汉字) является одной из древнейших систем письменности. Она является уникальной и тесно связана с развитием китайской цивилизации. В отличие от других древних иероглифических письменностей, китайская письменность сохранилась до наших дней.
Первой формой китайских иероглифов считаются появившиеся в период династии Шан (XVI–XI вв до н.э.) надписи на гадательных костях животных. Они называются цзя гу вэнь 甲骨文. Хотя есть и более ранние находки (например, символы на панцирях черепах, найденные при раскопках неолитического поселения Цзяху в провинции Хэнань — они напоминают древние китайские иероглифы), но официально именно надписи на костях времен династии Шан считаются предками современной иероглифической письменности. Было найдено около 150 000 таких гадательных костей и более 4500 отдельных символов. Записи на этих костях имеют очень богатое содержание и включают в себя многие аспекты общественной жизни династии Шан.
В дальнейшем иероглифическое письмо Китая преобразовывалось, менялось, появлялись различные стили письма. Другие восточные страны (Япония, Корейский полуостров, Вьетнам и другие) находились под глубоким влиянием китайской культуры и заимствовали китайский язык и иероглифы.
Существуют различные версии появления и создания иероглифов.
Согласно одной из легенд иероглифы изобрел Цан Цзе 倉頡 — историком во времена легендарного императора Хуан-ди 黃帝 (Желтый Император). Так как при Хуан-ди стали образовываться крупные племенные союзы, а дипломатические отношения между ними стали более частыми, необходимо было установить общий набор коммуникативных символов — тогда Цан Цзе изобрел иероглифы. На изображениях Цан Цзе предстает в образе человека с четырьмя глазами, что символизирует его особую прозорливость.
В комментарии к древнему трактату И цзин 義淨под названием Си цы чжуань 繫辭傳таким образом описывается появление иероглифов:
В глубочайшей древности вязали узелки на веревках, чтобы осуществлять управление. При последующих поколениях совершенномудрые люди поменяли их на иероглифическую письменность.
— Си цы чжуань (пер. В.Е.Еремеева)
Китайские иероглифы не только представляют собой произношение слов, но и являют собой символы формы и категории вещей.
Виды иероглифов
Первую задокументированную классификацию иероглифов предложил ученый Сюй Шэнь 許慎 в своем словаре иероглифов Шо вэнь цзе цзы 說文解字 (1 век н.э.).
В целом иероглифы можно разделить на:
1. Пиктограммы — они изображают объекты, предметы которые обозначают.
2. Простые идеограммы — иероглифы, обозначающие определённую идею.
3. Составные идеограммы — это объединение двух или более символов, чтобы предложить третье значение.
4. Видоизмененные иероглифы — иероглифы, образованные с помощью видоизменения отдельных частей уже существующих иероглифов
5. Заимствованные иероглифы — случаи, когда существующий иероглиф используется для обозначения другого по смыслу слова с похожим или идентичным звучанием.
6. Фонетические (фоноидеограммы) — одна часть иероглифа отображает его смысловое значение, а вторая звучание. Самая многочисленная группа иероглифов
Иероглифика китайского языка содержит в себе отражение развития китайской цивилизации, в частности представления даосского учения о мире, человеке, законах, которым они подчиняются и т. д.