Китайская иероглифика

К Статьям

Исторические сведения

Китайская иероглифика (китайская письменность — хань цзы 汉字) является одной из древнейших систем письменности. Она является уникальной и тесно связана с развитием китайской цивилизации. В отличие от других древних иероглифических письменностей, китайская письменность сохранилась до наших дней.

Иероглифика - цзя гу вэнь - надписи на костях

Первой формой китайских иероглифов считаются появившиеся в период династии Шан (XVI–XI вв до н.э.) надписи на гадательных костях животных. Они называются цзя гу вэнь 甲骨文. Хотя есть и более ранние находки (например, символы на панцирях черепах, найденные при раскопках неолитического поселения Цзяху в провинции Хэнань — они напоминают древние китайские иероглифы), но официально именно надписи на костях времен династии Шан считаются предками современной иероглифической письменности. Было найдено около 150 000 таких гадательных костей и более 4500 отдельных символов. Записи на этих костях имеют очень богатое содержание и включают в себя многие аспекты общественной жизни династии Шан.

В дальнейшем иероглифическое письмо Китая преобразовывалось, менялось, появлялись различные стили письма. Другие восточные страны (Япония, Корейский полуостров, Вьетнам и другие) находились под глубоким влиянием китайской культуры и заимствовали китайский язык и иероглифы.

Существуют различные версии появления и создания иероглифов.

Иероглифика - Цан Цзе
Цан Цзе

Согласно одной из легенд иероглифы изобрел Цан Цзе 倉頡 — историком во времена легендарного императора Хуан-ди 黃帝 (Желтый Император). Так как при Хуан-ди стали образовываться крупные племенные союзы, а дипломатические отношения между ними стали более частыми, необходимо было установить общий набор коммуникативных символов — тогда Цан Цзе изобрел иероглифы. На изображениях Цан Цзе предстает в образе человека с четырьмя глазами, что символизирует его особую прозорливость.

В комментарии к древнему трактату И цзин 義淨под названием Си цы чжуань 繫辭傳таким образом описывается появление иероглифов:

В глубочайшей древности вязали узелки на веревках, чтобы осуществлять управление. При последующих поколениях совершенномудрые люди поменяли их на иероглифическую письменность.

Си цы чжуань (пер. В.Е.Еремеева)

Китайские иероглифы не только представляют собой произношение слов, но и являют собой символы формы и категории вещей.

Виды иероглифов

Первую задокументированную классификацию иероглифов предложил ученый Сюй Шэнь 許慎 в своем словаре иероглифов Шо вэнь цзе цзы 說文解字 (1 век н.э.).

В целом иероглифы можно разделить на:

1. Пиктограммы — они изображают объекты, предметы которые обозначают.

2. Простые идеограммы — иероглифы, обозначающие определённую идею.

3. Составные идеограммы — это объединение двух или более символов, чтобы предложить третье значение.

4. Видоизмененные иероглифы — иероглифы, образованные с помощью видоизменения отдельных частей уже существующих иероглифов

5. Заимствованные иероглифы — случаи, когда существующий иероглиф используется для обозначения другого по смыслу слова с похожим или идентичным звучанием.

6. Фонетические (фоноидеограммы) — одна часть иероглифа отображает его смысловое значение, а вторая звучание. Самая многочисленная группа иероглифов

Иероглифика китайского языка содержит в себе отражение развития китайской цивилизации, в частности представления даосского учения о мире, человеке, законах, которым они подчиняются и т. д.

Понимание смысла знаков китайских письменности, разгадка их этимологии позволяет глубже понять устройство мира и человека, даосское мировоззрение. Познакомиться с этимологией древних китайских иероглифов можно на специальном курсе Основы этимологии иероглифов.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте