У Син 五行 — одна из главных концепций даосского учения, представляющая собой объединение 5 элементов/фаз. Круг У Син по сути классифицирует все явления и вещи нашего мира, продолжая разделение, заложенное в цикле инь-ян 陰陽. Пять фаз, или элементов, это дерево, огонь, земля, металл и вода. Они связаны в единый цикл в указанной последовательности. Все явления и вещи подвергаются превращениям согласно этому кругу У Син.
Что называется пятью первоэлементами (у син)? Ими называются металл, дерево, вода, огонь и земля. Говоря син, хотят сказать, что по воле Неба приходят в движение [их]
— Бо ху тун (пер. Т.В.Степугиной)
ци.
К основным взаимоотношениям в этой системе относятся взаимопорождение и взаимоподавление. В цикле порождения пять ци дерева, огня, земли, металла и воды по очереди порождают друг друга. А в цикле подавления элементы ограничивают друг друга через один. Эти взаимоотношения представляют собой единое целое. Без взаимного порождения не происходило бы возникновения и развития чего-либо, а без взаимного сдерживания не было бы контроля и баланса в возникновении и развитии вещей.
В отношении сторон света дерево относится к направлению востока, огонь — юга, земля — центра, металл — запада, вода — севера. В годовом цикле весна относится к элементу дерева — весной все оживает и расцветает, деревья растут и распространяют свои побеги во все стороны. Лето обладает свойствами огня, так как летом наблюдается максимальный рост и расцвет. Элемент земля относится к переходному периоду между летом и осенью — период тепла и влажности, созревания урожая. Осень относится к металлу — листья желтеют, опадают, все в природе сжимается и закрывается. И наконец, зима принадлежит элементу воды — вода имеет свойство стекать вниз, уходить под землю. Так и растения и животные находятся в состоянии спячки, накапливая питательные вещества для будущего роста.
Вот лишь некоторые другие соответствия согласно элементам цикла У Син в порядке металл-дерево-вода-огонь-земля:
- Дерево — цвет — зеленый, синий, климатический фактор — ветер, вкус — кислый, эмоция — гнев, органы — печень и желчный пузырь.
- Металл — цвет — белый, климатический фактор — сухость, вкус — острый, эмоция — печаль, тоска, органы — легкие и толстый кишечник.
- Вода — цвет — черный, климатический фактор — холод, вкус — соленый, эмоция — страх, органы — почки и мочевой пузырь.
- Огонь — цвет — красный, климатический фактор — жар, тепло, вкус — горький, эмоция — радость, органы — сердце и тонкий кишечник, перикард и тройной обогреватель.
- Земля — цвет — желтый, климатический фактор — сырость, вкус — сладкий, эмоция — задумчивость, органы — селезенка и желудок.
Человеческий организм также функционирует по законам цикла У Син. Все органы и их функциональная активность также имеют принадлежность к определенному элементу. В традиционной китайской медицине концепция У Син позволяет изучать свойства и взаимосвязи пяти элементов в отношении органов тела, меридианов и физиологических процессов, а также для объяснения их взаимного влияния при патологических состояниях. Все сложные взаимоотношения, влияния, синдромы патологических состояний объясняются с позиции взаимоотношений элементов (а вернее, принадлежащих им органов и подконтрольных им структур организма). Конституция тела человека, склонность к тем или иным заболеваниям также может объясняться соотношением и преобладаем тех или иных ци, относящихся к пяти фазам У Син.
Даже сама жизнь человека подчиняется законам этого цикла: рождение и рост — элемент дерева, юность и максимальный расцвет, время максимальной жизненной активности — элемент огня, переходный период — земля, старость и постепенное увядание — металл, смерть — элемент воды.
Таким образом, подобно разделению всех вещей и явлений на инь и ян, можно также классифицировать различные категории по элементам цикла У Син во всем их многообразии. Исходя из этой классификации и свойств конкретной фазы цикла и ее отношений с другими фазами исходят закономерности, по которым развиваются явления, вещи этого мира. Это позволяет владеющему знаниями этих законов, понимать не только природу всего окружающего, но и свою собственную.