Преисполненные жизнью люди вверху постигают [принципы] Неба, внизу созерцают [нормы] Земли. Наделённые способностями непременно станут одухотворяться, [совершенствуясь в искусстве продления жизни]. Поэтому они смогут достичь освобождения от своей телесной формы.
— Ши вэнь (пер. Е.А.Торчинова)
Китайский термин нэйдань 內丹 состоит из двух иероглифов, 內, означающий «внутренний» и иероглифа 丹, имеющего значение «эликсир, киноварь, алхимия». Таким образом значение слова переводится как внутренний эликсир или внутренняя алхимия. С древних времен внутренняя или даосская алхимия была центром практического даосизма, и содержала методы совершенствования тела и духа. Для практикующих даосов важное значение имело поддержание здоровья, достижение долголетия и состояния физического бессмертия.
Теоретическое обоснование практики нэйдань заключается в том, что с помощью специальных методов работы с энергией-ци 氣 возможна физическая и духовная трансформация, с последующим изменением физиологии тела и состояния духа. Во внутренней алхимии тело человека уподобляется котлу-дин, в котором происходят превращения Трех Сокровищ тела: субстанция-цзин 精, энергии-ци 氣 и духа-шэнь 神.
Цзин, ци и шэнь относятся к изначальным энергиям физического тела, что означает, что они были получены при рождении от родителей и являются невосполняемым запасом энергии (обычными средствами, такими как дыхание, пища, энергетические практики цигун 氣功 и т.п.), при истощении которого возникают болезни и пресечение жизни. Методы работы с изначальной энергией существуют только в алхимии.
Практика алхимии разделяется на несколько последовательных этапов. На начальном этапе происходит подготовка и очищение тела, далее следует этап накопления ци, при этом происходит излечение заболеваний и обретение здоровья, на последующих этапах сокровища тела подлежат определенной трансформации, что в конечном итоге, на высоком этапе практики, приводит к возвращению к изначальному единству Дао 道.