Даосизм — традиционное учение Китая. В настоящее время чаще всего даосизм рассматривается как философское течение либо же как религиозное направление. Ни то, ни другое не является правильным. Почему даосизм нельзя назвать философией или религией? Если мы посмотрим определение понятия «философия», то можно увидеть, что это «форма рационально-теоретического мышления, имеющая своим предметом исследование предельных характеристик бытия, взаимоотношения человека и мира» (из Большой Российской энциклопедии). То есть это теоретические рассуждения, приводящие к каким-либо выводам. И хотя в философии Китая даосизм занимает значительное место, было не правильно рассматривать его только с этой точки зрения. Религия же, прежде всего, основана на вере. В даосизме не предлагается принимать на веру какие-то положения, но проверить все своей практикой. Хотя существует религиозный даосизм, он является относительно поздним ответвлением, но не начальной точкой развития даосского учения.
Древний даосизм был практическим направлением и не призывал верить во что-то, но содержал вполне конкретные методы совершенствования, хотя существуют различные ветви, относящиеся к основным направлениям даосизма. Основой даосизма являются практики так называемой даосской алхимии. Алхимия — европейский термин, в китайских же терминах эти практики носят название нэйдань 内丹 («внутренний эликсир»). Это методы совершенствования своего тела и духа, имеющие определенную последовательность, четко прослеживаемые признаки правильной практики и уровни достижения. Кроме внутренней алхимии существуют методы вайдань 外丹 («внешний эликсир») — изготовление внешних составов, принимаемых внутрь с целью внутренних трансформаций — это более опасный и менее распространенный путь. Практики нэйдань зафиксированы во многих даосских трактатах. Эти трактаты являются частью богатого наследия китайской культуры, некоторые из них переведены на многие языки мира.
Считается, что даосизм берет свое начало от знаменитого Лао-цзы 老子. Однако, это тоже нельз считать истиной в последней инстанции. Другим основателем даосизма часто называют императора Хуан-ди 黃帝, жившего задолго до Лао-цзы, хотя есть различные мнения об историчности персоны легендарного императора. Но существуют также и трактаты, первые версии которых датируются временем более ранним, чем годы жизни Лао-цзы — например, И цзин 義淨 (Канон перемен). Символика И цзина встречается во многих даосских трактатах, посвященным практикам, а его содержание до сих пор до конца не расшифровано синологами во всем мире.
Говоря об основных положениях даосизма часто вспоминают его основные понятия — Дао 道, Дэ 德, тай цзи 太極, инь-ян 陰陽. И хотя многие из них сложно понять с первого раза, тем не менее, их содержание отражает прежде всего практическую направленность. Например, концепцию инь-ян можно приложить ко всем явлениям и вещам нашего мира, разделив их на инь 陰 или ян陽. Понимая принципы такого разделения и особенности взаимодействия этих противоположных начал, можно, например, правильно выстраивать свою жизнь и практику. Именно в этом и состоят основные положения даосизма как учения практической направленности.
Небесный Наставник сказал: «Если вы рассмотрите сущность природы, то увидите, что самое главное в ней — силы инь-ян. Если что-либо из сущего теряет их, то оно более не может существовать, если же обретает их — то достигает процветания. Пытаться силой инь пестовать силу ян — вот путь к единению с божественным разумом.
— Гуань Инь-цзы (пер. Е.А.Торчинова)
Многие известные как в Китае, так и за его пределами оздоровительные практики — цигун 氣功, боевые искусства (например, тайцзицюань 太極拳) — является прямыми потомками даосских практик. Традиционная китайская медицина также выросла из учения даосизма. То есть даосизм можно сравнить с фундаментом, на котором выросла целая цивилизация. Его влияние на все сферы жизни китайского общества нельзя переоценить.