Трактат Чжуан-цзы 莊子 один из основополагающих даосских текстов эпохи Воюющих царств (476-221 гг. до н.э.) (2), назван по имени автора Чжуан Чжоу 庄周 или Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.), являющимся представителем учения даосизма.
Истории, изложенные в Чжуан-цзы, иллюстрируют самопроизвольность и обретение свободы от условностей человеческого мира, таких как разница между добром и злом, жизнью и смертью или человеком и природой. Чжуан-цзы описывал путь следования природе и беззаботного странствия, следуя которому человек обретал единство с Дао 道.
Одна из самых известных притч Чжуан-цзы — Бабочка — содержится во второй главе трактата.
Однажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне бабочкой — счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала, что она — Чжуан Чжоу. Внезапно я проснулся и увидел, что я — Чжуан Чжоу. И я не знал, то ли я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он — бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она — Чжуан Чжоу. А ведь между Чжуан Чжоу и бабочкой, несомненно, есть различие. Вот что такое превращение вещей!
— Чжуан-цзы (пер. В.В.Малявина)
В этой истории Чжуан-цзы поднимает вопрос иллюзорности различия между сном и бодрствованием. Как правило, люди доверяют своим органам чувств в различении реальности от иллюзии, но стоит ли полностью им доверять? Когда человек спит, он обычно не осознает, что ему снится сон. Также некоторых случаях, бывают ложные пробуждения, когда человеку снится, что он проснулся, но при этом он продолжает спать.
Такая способность ума находиться в заблуждении во время сновидения, принимая сон за реальность, подводит к вопросу, возможно ли человеку всегда быть уверенным, что он бодрствует, а не находится в состоянии вечного сна? И не является ли наша собственная реальность всего лишь иллюзией? Этот так называемый парадокс притчи Чжуан-цзы — бабочка приснилась Чжуан-Цзы или наоборот? — обсуждается с очень давних пор и до сих пор остается открытым.