В отсутствии тайну вещей созерцать стремись.
– Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
В наличии предел бытия созерцать стремись.
Те двое родятся вместе, но их имена различны.
Их вместе назову я Сокровенным.
И Сокровенное вновь Сокровенным стало.
Таковы врата всех тайн.
Латинское слово «медитация» в переводе означает «размышление». Также этим словом означают самые разные практики, чаще всего сидячие. Это может быть традиционная буддийская медитация, а может быть и что-то из сравнительно новых практик.
Мы же будем рассматривать сидячую даосскую практику, которая в известной мере подходит под термин, понятный современному человеку. В ней нет регуляции дыхания, нет образов – всего того, что привычно сегодняшнему мистику. Дыханием можно изменить состояние тела и сознания. Однако, при должном расслаблении, дыхание само по себе становится незаметным, как бы исчезает. Именно это и является одним из правильных эффектов медитации. Что касается любых образов, то они так или иначе загружают определённые отделы мозга и не способствуют всецелому расслаблению.
Есть также оздоровительные цигун-медитации. Одной из таких является стоячая практика чжань чжуан, 站樁, что в переводе означает стоять как столб. Чжан чжуан в различных вариантах использовалась даосами в более в оздоровительных, чем в духовных целях. Она помогает устранять застои ци 氣 в теле, выравнивания и расслабляя его, качественно восстанавливая состояние нервной системы, способствует обретению глубокого спокойствия и пр.
Даосский метод медитаций (Северный Широкий Метод) — это практика, распространенная учениками Ван Чунъяна 王重阳 (в особенности Цю Чуцзи 丘处机). Принадлежит к даосской школе Лунмэньпай 龙门派. Стадии медитации заключаются в неподвижном сидении, вхождении в состояние полного покоя и отсутствия мыслей, очищении синь 心 (сердца) до предела. Концепция метода — сначала Син 性, потом Мин 命. Концепция Син – связана с сердечной природой, мыслями, чувствами. Мин связана с судьбой и количеством изначальной энергии ци 氣, определяет здоровье и продолжительность жизни. Практика медитаций подразумевает дисциплинированную жизнь, очищение сердца и духа, доведения инь 陰 до предела для рождения ян 陽, вследствие чего возможно собирание изначальной энергии ци в тело.
Если объяснить стадии медитации более простым языком, то вначале человек ищет состояние полного расслабления и покоя тела и достижения паузы в мыслях. Постепенно человек погружается в определённое состояние, в котором его сердце стабилизируется и становится спокойным. Наработав такое состояние, человек проще относится к любым трудностям – спокойно и сосредоточенно решая их. Когда сердце успокоилось в медитации человек ощущает очищение тела от мутной ци. Далее идёт этап набора свежей энергии и обретения тонуса, при этом человек остаётся спокойным. Дальнейшие стадии медитации подразумевают восполнение изначальной ци.
Постепенно медитация проникает во все аспекты жизни человека. Когда он сидит, ходит или лежит, когда он работает или отдыхает. Его сердце стабильно и неподвижно подобно горе. Это новое гармоничное состояние на протяжении всей жизни.