Сунь-цзы — цитаты из трактата «Искусство войны»

К Статьям

Сунь-цзы - цитаты

Имя знаменитого полководца Сунь-цзы 孫子 связано, прежде всего, с известным во всем мире военным трактатом Сунь-цзы бин фа 孙子兵法. Идеи, выраженные в написанном Сунь-цзы трактате «Искусство войны», на протяжении веков применялись стратегами и военными деятелями не только в Китае, но и в других странах. Даже в настоящее время в различных сферах деятельности используют взятые из трактата Сунь-цзы цитаты, иллюстрируя принципы достижения своих целей (например, Сунь-цзы нашел популярность у руководителей бизнеса, юристов).

В трактате изложены принципы, положенные в основу ведения любых военных действий:

Сунь-цзы сказал: война – это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.

Поэтому в ее основу кладут пять явлений [ее взвешивают семью расчетами и этим определяют положение].

Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое – Полководец, пятое – Закон.

— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)

Говорится о роли грамотного полководца:

Поэтому полководец, понимающий войну, есть властитель судеб народа, есть хозяин безопасности государства.

Полководец для государства все равно, что крепление у повозки: если это крепление пригнано плотно, государство непременно бывает сильным; если крепление разошлось, государство непременно бывает слабым.

— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)

Уделяется внимание стратегии:

Поэтому самая лучшая война – разбить замыслы противника; на следующем месте – разбить его союзы; на следующем месте – разбить его войска. Самое худшее – осаждать крепости.

— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)

Говорится о применении хитрости:

Поэтому в войне устанавливаются на обмане, действуют, руководствуясь выгодой, производят изменения путем разделений и соединений.

— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)

Уделяется внимание управлению войсками:

Если солдаты еще не расположены к тебе, а ты станешь их наказывать, они не будут тебе подчиняться; а если они не станут подчиняться, ими трудно будет пользоваться. Если солдаты уже расположены к тебе, а наказания производиться не будут, ими совсем нельзя будет пользоваться.

— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)

Учитываются условия на местности:

Условия местности – только помощь для войска. Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу, учесть характер местности и расстояние. Кто ведет бой, зная это, тот непременно побеждает; кто ведет бой, не знал этого, тот непременно терпит поражение.

— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)

Таким образом, трактат всесторонне охватывает тактику и стратегию ведения войны, благодаря чему и получил такое широкое распространение и признание.

В трактате, несмотря на тематику, неоднократно встречаются и мысли, являющиеся отражением даосского мировоззрения Сунь-цзы. Например, фразу о Пути (Дао 道):

Тот, кто хорошо ведет войну, осуществляет Путь и соблюдает Закон. Поэтому он и может управлять победой и поражением.

— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)

Даосизм, как учение, составляющее основу китайской цивилизации, пронизывал все сферы жизни человека без исключения. Поэтому даже такое явление как война, несет в себе даосские идеи.

Узнать больше о даосизме, представлениях даосского учения о мире и устройстве человека, практических и теоретических аспектах можно на курсе Основы Даосизма.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте