Имя знаменитого полководца Сунь-цзы 孫子 связано, прежде всего, с известным во всем мире военным трактатом Сунь-цзы бин фа 孙子兵法. Идеи, выраженные в написанном Сунь-цзы трактате «Искусство войны», на протяжении веков применялись стратегами и военными деятелями не только в Китае, но и в других странах. Даже в настоящее время в различных сферах деятельности используют взятые из трактата Сунь-цзы цитаты, иллюстрируя принципы достижения своих целей (например, Сунь-цзы нашел популярность у руководителей бизнеса, юристов).
В трактате изложены принципы, положенные в основу ведения любых военных действий:
Сунь-цзы сказал: война – это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Поэтому в ее основу кладут пять явлений [ее взвешивают семью расчетами и этим определяют положение].
Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое – Полководец, пятое – Закон.
— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)
Говорится о роли грамотного полководца:
Поэтому полководец, понимающий войну, есть властитель судеб народа, есть хозяин безопасности государства.
Полководец для государства все равно, что крепление у повозки: если это крепление пригнано плотно, государство непременно бывает сильным; если крепление разошлось, государство непременно бывает слабым.
— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)
Уделяется внимание стратегии:
Поэтому самая лучшая война – разбить замыслы противника; на следующем месте – разбить его союзы; на следующем месте – разбить его войска. Самое худшее – осаждать крепости.
— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)
Говорится о применении хитрости:
Поэтому в войне устанавливаются на обмане, действуют, руководствуясь выгодой, производят изменения путем разделений и соединений.
— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)
Уделяется внимание управлению войсками:
Если солдаты еще не расположены к тебе, а ты станешь их наказывать, они не будут тебе подчиняться; а если они не станут подчиняться, ими трудно будет пользоваться. Если солдаты уже расположены к тебе, а наказания производиться не будут, ими совсем нельзя будет пользоваться.
— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)
Учитываются условия на местности:
Условия местности – только помощь для войска. Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу, учесть характер местности и расстояние. Кто ведет бой, зная это, тот непременно побеждает; кто ведет бой, не знал этого, тот непременно терпит поражение.
— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)
Таким образом, трактат всесторонне охватывает тактику и стратегию ведения войны, благодаря чему и получил такое широкое распространение и признание.
В трактате, несмотря на тематику, неоднократно встречаются и мысли, являющиеся отражением даосского мировоззрения Сунь-цзы. Например, фразу о Пути (Дао 道):
Тот, кто хорошо ведет войну, осуществляет Путь и соблюдает Закон. Поэтому он и может управлять победой и поражением.
— Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)
Даосизм, как учение, составляющее основу китайской цивилизации, пронизывал все сферы жизни человека без исключения. Поэтому даже такое явление как война, несет в себе даосские идеи.