Есть основания считать, что до периода Весен и осеней в Китае (примерно 770 – 481 г. до н.э.) Даосизм (дао цзя 道家, хуан-лао 黃老) был сугубо практической эзотерической системой, доступной исключительно элите общества. Основной целью данной системы было возвращение к Дао 道 через самосовершенствование (сю-шэнь 修身).
Лишь упадок царства Чжоу (1045 — 221 г. до н.э.) привел к частичной дегерметизации даосского знания, что привело к бурному развитию философской мысли в Китае периода воюющих царств (примерно 475 – 221 г. до н.э.) и дальнейшему формированию даосской религии (дао цзяо 道教).
Даосизм – холистическая система, охватывающая своим вниманием все аспекты существования человека. Самая большая ценность в даосизме – жизнь человека. Существуют техники Дао на любой случай и предназначены улучшить качество и продолжительность жизни человека, а также помочь ему в духовном развитии. Существуют следующие направления даосской практики:
- Диетология (инъян сюэ 营养学), позволяющая гармонично питаться в соответствии с внутренними и внешними ритмами и поддерживать здоровье.
- Традиционная китайская медицина (чжунъи 中醫), позволяющая экстренно лечить заболевания и сохранять жизнь.
- Техники организации пространства (фэн-шуй 風水), позволяющие максимально гармонично организовать места личного проживания и последнего упокоения предков, чтобы это приносило максимальную пользу (защищало от заболеваний, давало дополнительные жизненные силы, удачу в делах и способствовало духовному развитию).
- Гимнастические упражнения цигун 氣功, позволяющие человеку самостоятельно приводить в норму движение ци 氣 и крови в теле, тем самым поддерживая здоровье.
- Техники набора посленебесной ци (хоутянь ци 后天氣), такие как свая чжань чжуан 站桩, позволяющие продлить активные годы жизни и существенно улучшить её качество в любом возрасте.
- Медитации мин сян 冥想, позволяющие избавляться от стресса и поддерживать душевное здоровье.
И многое другое.
В даосизме есть также техники алхимии (ляньдань шу 炼丹术), которые стоят немного особняком. Это техники Дао высшего порядка, которые способны привести человека к состоянию изначального единства, к Дао, на что неспособна ни одна другая техника. Есть внешние (вайдань 外丹) и внутренние (нэйдань 內丹) техники алхимии.
Внешние техники подразумевают приготовления золотого эликсира (цзинь дань 金丹) из трав и минеральных веществ во внешнем сосуде дин 鼎 (котёл-треножник). Данная практика очень опасна и сложна, и на настоящий момент практически не используется.
Внутренние техники алхимии используют медитации, специальные гимнастические и дыхательные упражнения для восстановления трех сокровищ (эссенция цзин 精, энергия ци 氣 и дух шэнь 神), которые в последствии используются как основные ингредиенты алхимического процесса. Сам алхимический процесс производится непосредственно внутри тела адепта.
Все люди в своей основе
— У чжэнь пянь, Чжан Бо-дуань (пер. Е.А. Торчинова)
имеют снадобье долговечности,
Но сами идут по стезе заблуждений, в
бездумье его отбросив.
Сладкая роса стекает тогда,
когда Небо в единении с Землей;
Желтый росток рождается там,
где триграмма «вода»
соединяется с триграммой «огонь».
Колодезная жаба не ответит на вопрос,
где драконова пещера,
Перепела в загоне откуда могут знать,
где гнездо феникса.
Эликсир естественно зреет,
золото наполняет зал.
Зачем же непременно искать травы
и учиться прижиганию пыреем?!!