Трактат Даодэцзин

К Статьям

Трактат Дао дэ цзин

Трактат Даодэцзин 道德經 («Канон пути и благодати») наиболее популярное и широко известное даосское произведение. Активно переводится на разные языки, комментируется и цитируется, и в этом плане лишь незначительно уступает Библии. Научная общественность единогласно признает его наиважнейшим и даже основополагающим текстом даосизма. Принято считать, что данный текст был написан в VI — V вв. до н. э. Лао-цзы 老子 (Старый младенец), хотя по поводу личности автора и времени написания текста до сих пор ведётся активная научная полемика. Текст часто уважительно называют по имени автора — Лао-цзы.

Выдающийся историограф династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) Сыма Цянь 司馬遷 (II–I вв. до н.э.) не сомневается в историчности Лао-цзы, но в своих исторических записках Ши цзи 史記 приводит как минимум три версии того, кем мог быть этот человек.

Согласно наиболее распространенному варианту биографии Лао-цзы, он длительное время был хранителем императорского архива при династии Чжоу (с 1045 года до н. э. по 221 год до н. э.). Удрученный духовной деградацией современного ему общества, он решил удалиться от мира и отправился на Запад. Начальник одной из пограничных застав Инь Си 關令尹喜, через которую лежал путь Учителя Лао, попросил его поведать ему об учении. Отвечая на запрос Инь Си, Лао-цзы и написал свой трактат Даодэцзин за одну ночь.

Если Вам интересно больше узнать об этом выдающемся произведении и его настоящем смысле, приглашаем присоединиться к курсу Смыслы Лао-цзы. Вечная истина Даодэцзина.


Устоявшийся вариант Даодэцзина, текст которого разделен на 2 части, включает в себя Дао цзин 道經 («Канон Пути») и Дэ цзин 德經 («Канон благодати» или «этический канон»). Трактат включает примерно 5000 иероглифов и разбит на 81 рифмованный цзюань (глава). До сих пор не ясно, было ли присуще изначальному тексту такое деление или оно возникло со временем для упрощения запоминания. У текстов различных периодов последовательность частей и нумерация цзюаней может отличаться от общепринятой на настоящий момент.

Трактат охватывает широкий спектр тем: вопросы космогенеза, личной практики и методов поддержания здоровья, социального благополучия, правильного управления и ведения войны, а также дает разъяснение ключевых понятий Дао 道, Дэ 德 и Увэй 無為.

В трактате Дао представляется как начало всех вещей, неба и земли, естественный порядок. Оно порождает все сущее, но не является господином, не требует себе поклонения. Оно растекается повсюду, подобно воде. Оно пребывает в недеянии, но нет того, что бы оно не сделало. Оно скрыто от взора, но помогает всем существам расти. Его нельзя увидеть и услышать, нельзя ухватить, нельзя описать словами. Но при этом ему можно следовать, его можно практиковать и в случае успеха стать мудрым.

Смотрю на него и не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Эти три [качества Дао] необъяснимы. Поэтому они сливаются воедино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его. Держась древнего Дао и овладевая теперешним бытием, можно познать древнее начало. Это называется нитью Дао.

— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)

Дэ описывается как некая всепобеждающая сила. Его можно накапливать через воздержание, созерцание, охранение спокойствия души и отказа от желаний. При должной практике человек развивает в себе способность действовать, не нарушая естественного порядка вещей.

Для сохранения спокойствия души [человек] должен соблюдать единство. Тогда [в нем] не будут пробуждаться желания. Если сделать дух мягким, человек станет подобен новорожденному. Если его созерцание становится чистым, тогда не будет заблуждений. Любовь к народу и управление страной осуществляются без умствования. Врата мира открываются и закрываются при соблюдении спокойствия. Знание этой истины делает возможным недеяние. Рождать [существа] и воспитывать [их], создавать и не обладать [тем, что создано], творить и не воспользоваться [тем, что сделано], будучи старшим среди других, не считать себя властелином — все это называется глубочайшим Дэ.

— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)

Увэй рассматривается как состояние слияния с естественностью Дао, состояние недеяния и непротиворечия, позволяющее достигать гармоничных результатов без усилий.

Кто действует — потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему мудрый человек бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Те, которые, совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу. Кто осторожно заканчивает свое дело, подобно тому, как он его начал, у того всегда будет благополучие. Поэтому мудрый человек не имеет страсти, не ценит трудно добываемые предметы, учится у тех, которые не имеют знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается [самовольно] действовать.

— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)

Трактат Даодэцзин, перевод которого осуществлен на многие языки, является одной из самых популярных книг во всем мире. Его содержание до сих пор привлекает востоковедов и исследователей даосской традиции.

Попробуйте:
Приглашаем посетить
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости


    Мы вКонтакте