Искусство пестования природной сущности есть источник Дао-Пути, а конфуцианские ритуал и музыка есть верхушка этого учения.
— Гэ Хун, Бао-пу-цзы (пер. Е.А.Торчинова)
Многие считают самой распространённой философией конфуцианство 儒学, однако и оно имеет своей основой даосизм 道教.
Изначальная философия древнего Китая – даосизм. Термин «даосизм» впервые указан в трактате Сыма Таня 司馬談 «Об основах шести школ» периода династии Западная Хань (202 – 9 гг. до н. э.). В этой книге Дао 道 считалось высшей категорией мышления и теории, добродетели, подражания природе, управления страной и культивации своей сердечной природы в соответствии с законом чистоты и недеяния.
Однако есть куда более древнее понятие – Хуан Лао cюэ 黄老学 – или же учение Хуан-ди 黃帝 и Лао-цзы 老子– основателей даосизма. Как видим, в наиболее древнем пласте учение Дао было прерогативой мудрецов и императоров, управляющих не только своими сердечными порывами и состоянием здоровья тела, но и целой страной.
Здесь можно рассмотреть характерную особенность философии древнего Китая – даосизма. Прежде всего, человек учится властвовать собой – своими эмоциями и мыслями, регулировать своё здоровье, то есть упорядочивает внутренний мир. И приведя в порядок себя, научившись управлять собой, он может управлять и целым государством. Познавая себя, человек познавал и весь мир.
Если рассматривать даосизм, как наиболее древний пласт практической философии пестования жизни, ведущей своё начало от незапамятной древности до Фу-си 伏羲 и Хуан-ди 黃帝 – то даосизм можно считать основой и сутью всех других философских направлений и учений Китая. Он проник в календарь, в учение о правильном питании и взаимодействии продуктов, в упражнения для поддержания и приумножения здоровья, в моральные ценности и правильное взаимоотношение полов, в основу китайской письменности и медицины и многие другие аспекты повседневной жизни человека.
Даосизм с практической точки зрения способен дать человеку знания по всем сферам жизни — режим дня и питания, сезоны и их влияние на здоровье, питание, медицина — и применять это и многое другое на практике, для своей пользы.