Медитация — это слово слышал каждый из нас. И каждый наверняка представлял при этом сидящего в лотосе человека с умиротворенным выражением лица. Что же такое медитация, что мы знаем про медитацию и какое отношение она имеет к даосским практикам?
Чаще всего в медитации используется внимание или сосредоточение на каком-то объекте, действии или мысли, с помощью которых достигается ясность ума, состояние осознанности, стабильность психоэмоционального состояния.
Исследования свидетельствуют, что практика медитации позволяет не только расслабляться, но и повышать эффективность наших когнитивных функций (способность принимать решения, анализировать, оценивать, планировать и т. д.), уменьшает тревожность, чувство беспокойства, помогает преодолевать последствия стресса, увеличивает работоспособность, развивает ощущение гармонии с окружающим. Кроме того, практика влияет и на наше физическое самочувствие — улучшает качество сна, способствует нормализации давления, повышает болевой порог, восстанавливает баланс между симпатической и парасимпатической нервными системами, которые регулируют работу внутренних органов.
Несмотря на то, что мы говорим об использовании внимания, в процессе медитации не нужно прилагать каких-либо усилий. Наоборот, она будет успешной только в случае достижения глубокого расслабления, в котором и проявляются все основные эффекты практики. В традиции китайской медитации такое расслабление называется сун 松 — стадия практики при которой происходит очень глубокое расслабление не только всего тела, но и сознания, и при этом сохраняется состояние бодрости, практикующий осознает процессы протекающие в теле. Следующим этапом в практике является состояние покоя (цзин 静) — это состояние неподвижности. В данном случае неподвижность не является следствием волевого усилия, которое ведет к напряжению тела и ума, а возникает естественно при углублении расслабления. В таком состоянии не возникает желания двигаться. И наконец, эта стадия переходит в стадию стабильности (дин 定) – это состояние неподвижности, в котором практикующий может находиться в течение долгого времени. В каждой из этих стадий происходят свои внутренние энергетические процессы, начиная от раскрытия и очищения энергетических каналов и заканчивая более тонкими процессами преобразования ци 氣 внутри тела.
Описанные выше процессы характерны для даосской практики метода широких северных медитаций, который является одним из методов даосской алхимии — практики совершенствования тела и духа человека.
Если же говорить о более простых методах, то в даосской традиции есть еще одна практика, которую можно отнести в разряд медитации, хоть и не совсем обычной. Это стояние столбом, или свая (чжань чжуан 站桩). Правильное выполнение данной практики требует вхождения в состояние глубокого расслабления, определенное медитативное состояние, в котором сознание очищается от мыслей, внимание обращено на тело и протекающие в нем процессы. Несмотря на статичность практики, в свае происходит активное проявление энергетической работы и движения ци.
Знаменитый мастер боевых искусств Ван Сянчжай 王薌齋 писал про сваю:
Стой столбом и опять стой столбом:
— Из наставлений Ван Сянчжая (пер.В.В.Малявина)
Так телом впитаешь мастерство,
Вбери в себя взгляд, обрати слух вовнутрь,
Совершенствуй пути духовного действия.
На начальном этапе практики необходимо обладать усердием и терпением, чтобы пройти этап освобождения тела от проявляющихся напряжений, научиться расслабляться настолько, что стояние в свае становится комфортным и приятным. По достижении этого состояния начинают проявляться энергетические феномены практики, которые и обуславливают ее мощный оздоровительный эффект и дают возможность набирать ци извне, наполняя тело энергией.