«Искусство войны» Сунь-цзы

К Статьям

Фрагменты трактата "Искусство войны" Сунь-цзы
Фрагменты трактата «Искусство войны Сунь-цзы» на бамбуковых пластинах

Общие сведения

«Искусство войны» Сунь-цзы — трактат, автором которого считают знаменитого полководца Сунь-цзы 孫子 времен периода Вёсен и Осеней. Поэтому название трактата носит его имя — Сунь-цзы бин фа 孫子兵法.

Написанная Cунь-цзы книга «Искусство войны» является самой ранней из существующих книг по военному делу. Трактат пользовался большим уважением у последующих поколений и является концентрированным выражением сущности древней военной мысли.

Самая ранняя копия трактата, дошедшая до наших времен — книга из гробницы времен династии Хань, обнаруженная в провинции Шаньдун в 1972 г.

Описание трактата

Включает 13 глав, каждая из которых посвящена конкретной тематике:

Глава I. Предварительные расчеты

В ней говорится о расчетах перед началом военных действий, перед отправкой войск, об оценке возможности победы или поражения в войне и формулировании плана сражения.

Сунь-цзы говорит, что в основу войны кладут пять явлений:

Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое – Полководец, пятое – Закон.
Путь – это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений.
Небо – это свет и мрак, холод и жар, это порядок времени.
Земля – это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь.
Полководец – это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость.
Закон – это воинский строй, командование и снабжение.
Нет полководца, который не слыхал бы об этих пяти явлениях, но побеждает тот, кто усвоил их; тот же, кто их не усвоил, не побеждает.

Сунь-цзы, Искусство войны (пер. Н.И.Конрада)

Стоит обратить внимание, что Сунь-цзы использует понятие Пути в своем сочинении, то есть понятие Дао. Что говорит о том, что даже трактаты, далекие от от текстов самосовершенствования даосской традиции все же содержат в себе зерно даосизма. Это не удивительно, учитывая, что даосизм — это фундамент, на котором строилась китайская цивилизация.

Узнать больше об учении даосизма, его понятиях, практических аспектах даосской традиции и их влиянии на жизнь человека можно на базовом курсе Основы Даосизма.


Глава II. Ведение войны

В ней говорится проводится анализ взаимосвязи между войной и экономикой. Война зависит от экономики, но в определенной степени она нанесет ущерб экономике, поэтому война не должна быть затяжной.

Глава III. Стратегическое нападение

В нем говорится о стратегии ведения военных действий. О том, что желательно не использовать исключительно силу, но и другие средства, чтобы заставить обороняющегося противника сдаться.

Глава IV. Форма

Объясняет важность защиты своих позиций, говорит о том, что нельзя создавать возможности для успеха врага.

Глава V. Мощь

Описывает применение тактики в зависимости от выгоды.

Глава VI. Полнота и пустота

В ней говорится о том, как сделать свои войска сильными, а войска противника слабыми, как использовать слабости противника.

Глава VII. Борьба на войне

Говорит о принципах ведения войны, позволяющих одержать победу, о необходимости избегать прямых столкновений.

Глава VIII. Девять изменений

Описывает действия войск в различных ситуациях, когда они находятся на территории противника

Глава IX. Поход

Говорит о правилах расположения войск и приемах наблюдения за противником

Глава Х. Формы местности

Повествует о различных боевых ландшафтах и соответствующих тактических требованиях.

Глава XI. Девять местностей

В ней говорится о девяти боевых условиях и соответствующих тактических требованиях.

Глава XII. Огневое нападение

Объясняет использование «огневого нападения» в широком смысле.

Глава XIII. Использование шпионов

Говорит об использовании методов разведки.

Влияние трактата

В Восточной Азии книга «Искусство войны» Сунь-цзы входила в подготовку сдающих экзамены на воинские должности.

В разные эпохи военные деятели по всему миру изучали трактат и применяли принципы, изложенные в нем.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте