
Небо кормит человека пятью видами дыхания-ци, а земля кормит человека пятью вкусами. Пять видов дыхания-ци попадают в организм через нос и сохраняются в легких, в сердце и в верхних отделах организма, они дают возможность чисто и четко воспринимать пять цветов, отчетливо различать пять звуков. Пять вкусов попадают в организм через рот, сохраняются в кишечнике и в желудке. Именно сохранение в организме пяти вкусов дает возможность питать пять видов дыхания- ци. Когда дыхание-ци в гармонии, человек здоров, питательные жидкости организма поддерживают друг друга, а дух-шэнь сам укрепляется
– Хуан ди нэй цзин (пер. Б.Б. Виногродского)
Ци 氣 — традиционно считается жизненной силой , составляющей всех живых существ . Иероглиф ци, в некоторых контекстах означает «пар», «воздух», «дыхание». Но оно более многозначно и часто переводится как «жизненная энергия», «жизненная сила», «материальная энергия» или просто «энергия». Ци также является понятием в традиционной китайской медицине и китайских боевых искусствах. Попытка развить и сбалансировать ци называется цигун — практика по взращиванию и обеспечению свободной циркуляция ци во всем теле.
в
Древние китайцы описывали ци как «жизненную силу». Они верили, что она пронизывает все и связана с потоком энергии вокруг тела и через него, образуя сплоченную функционирующую единицу. Понимая ритм и поток ци, они верили, что могут использовать упражнения и процедуры для обеспечения стабильности ума и долголетия тела. Основные ци в теле человека различаются в зависимости от их источников, ролей и местоположения.
Основные ци в теле человека различаются в зависимости от их источников, ролей и местоположения. В организме человека ци делится на изначальную ци (原气 юаньци), которая является врожденной, полученной от родителей, и приобретенную ци. Последнюю можно подразделить на питательную ци (营气 ин ци), приобретаемую на протяжении всей жизни и получаемую из пищи, воды и воздуха, защитную ци (卫气 вэй ци), совокупную ци (宗气 цзун ци).
Также китайская медицина проводит различие между ци, получаемой из воздуха, которым мы дышим (так называемый «чистый воздух») и ци, получаемой из пищи и напитков (так называемая «зерновая ци»). При рассмотрении ролей основные ци делятся на защитную ци и питательную ци. Роль защитной ци заключается в защите организма от вторжений патогенов извне, в то время как роль питательной ци заключается в обеспечении жизнедеятельности организма. Если брать местоположение, ци будет названа по имени органа цзан фу 脏腑 или меридиана (цзин-ло 經絡), в котором она находится: «ци печени», «ци селезенки» и т.д. Наконец, длительное воздействие трех видов патогенной ци (ветра, холода и влажности) может привести к проникновению вредоносной ци (се ци 邪氣) через поверхность тела, в конечном итоге достигая внутренних органов.
Интересной практикой по работе с ци и взращиванию здоровья в Китае является свая (чжань чжуань 站桩 ). Позы и движения соотносятся с физиологическим состоянием тканей и органов человеческого тела — в этом плане свая обеспечивает отдых и восстановление с одной стороны — как для тела, так и для нервной системы. При этом также соблюдается и принцип тренировки, а когда организм правильно тренируется и восстанавливается, он предотвращает и лечит заболевания. Т.е. это не просто упражнение — а своего рода медицинская наука, где на собственном опыте обретается бодрость, оздоровление и даже лечение некоторых заболеваний.
В традиционной китайской медицине считается, что симптомы различных заболеваний являются либо результатом нарушения, блокирования и несбалансированного движения ци по меридианам, либо недостатком и дисбалансом ци во внутренних органах. Традиционная китайская медицина часто стремится убрать этот дисбаланс, регулируя циркуляцию ци с помощью различных методов, включая траволечение, питание, режимы физической тренировки и цигун, прижигание и иглоукалывание.