Интерпретация гексаграмм

О Гексаграммах

Интерпретация гексаграмм

Согласно традиционному китайскому мировоззрению, мировой процесс — это непрерывное чередование ситуаций, происходящее от взаимодействия противоположностей инь 陰 и ян 陽.

Для отображения таких ситуаций в китайской традиции была разработана система специальных графических символов — гуа 卦, состоящих из горизонтальных черт яо 爻. В зависимости от количества черт, из которых составлен символ, различают: диграммы (знак, состоящий из двух черт), триграммы (знак, состоящий из трех черт) и гексаграммы (знак, состоящий из шести черт).

Черты, входящие в состав знаков гуа могут быть двух типов: сплошные и прерывистые, читаемые как ян и инь, соответственно. Одной из наиболее известных систем гуа в Китае является система гексаграмм, составляющая основу «Канона Перемен» — И цзин 易經. Данная система называется люшисы гуа 六十四卦, т.е. «шестьдесят четыре гуа», т.к. все возможные вариации сплошных и прерывистых черт дают вкупе 64 знака. По сути, это – возведенная в квадрат система восьми триграмм – ба гуа 八卦. Эти 64 графических символа, как считается, составляют наиболее ранний слой «Канона Перемен», записанный в период VIII–VII веков до н.э. Позднее к системе графических знаков добавились афоризмы и комментарии.

Интерпретация гексаграмм занимает умы ученых, философов и математиков на протяжении тысячелетий.

Во-первых, интерпретация составных частей трактата (гексаграмм) зависит от общего взгляда на текст в целом. Так, в книге Ю.К. Щуцкого «Китайская классическая «Книга перемен», выделяется около 19 различных точек зрения лишь европейского научного сообщества на это уникальный документ.

Во-вторых, трактовка той ли иной гексаграммы зависит от места её положения в общей последовательности. В настоящее время известно как минимум три варианта последовательностей: по Фу-си 伏羲 («преднебесный» порядок), по Вэнь-вану 文王 («посленебесный» порядок) и Мавандуйская последовательность.

Кроме того, гексаграммы могут раскладываться на отдельные составляющие: черты, диграммы и триграммы.

Гексаграммы записываются и трактуются снизу вверх, т.е. самая нижняя черта является начальной. Каждая черта имеет свой порядок, исчисляемый от нижней черты к верхней. Черты символизируют ситуацию в процессе её развития. Нечетные положения считаются янскими, а четные — иньскими. Сами черты могут быть янскими (цельные) и иньскими (прерывистые). Только в половине случаев янская черта оказывается в янской позиции, а иньская — в иньской. Что называется «уместностью» и трактуется, как благоприятное расположение сил.

Гексаграмма может также анализироваться как состоящая из трех пар черт, описывающих единство неба, земли и человека. При этом, нижняя пара черт символизирует Землю, средняя — Человека, а верхняя — Небо.

Кроме того, каждая гексаграмма также рассматривается как соединение двух триграмм. При этом считается, что нижняя триграмма символизирует внутреннюю жизнь, относится к чему-то наступающему, созидаемому; в противоположность этому, верхняя триграмма символизирует внешний мир, относится к чему-то отступающему и разрушающемуся.

Также, Канон перемен находит практическое применение во внешней и внутренней алхимии, где есть своя интерпретация гексаграмм.

Например, в текстах посвященных методам алхимии они связаны с природными циклами (лунным и солнечным), описывают закономерности изменений в макрокосме и микрокосме, дают описание последовательности и сути процессов алхимического делания. Одним из даосских текстов, в которых можно найти такое применение гексаграмм, является трактат даосского патриарха Чжан Бо-дуаня 张伯端 У чжэнь пянь 悟真篇 (Главы о прозрении истины):

Две гексаграммы «упадок» и
«расцвет» соединились, все сущее
переполняют;
Две гексаграммы «начальная трудность» и
«недоразвитость» исконно все
рождают и завершают.
Если ты понял скрытый здесь смысл,
зачем тебе образ нужен?
Если изучишь все чертежи,
чувства твои в заблуждении пребудут

— Чжан Бо-дуань, У чжэнь пянь (пер. Е.А.Торчинова)
Если Вас заинтересовала эта тема и Вы хотите больше узнать о гексаграммах и смысле И цзина, приглашаем Вас на курс Раскрытие истины И цзина.
Попробуйте:
Приглашаем посетить
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости


    Мы вКонтакте