Концепция инь-ян
Инь-ян 陰陽 — дуалистичная концепция китайской традиции, выражаемая в взаимной противоположности и в то же время взаимной связи обоих начал.
Часто употребляется в написании инь-янь, что является неправильным вариантом транскриции данного термина.
Примеры разделения вещей и явления по принципу инь-ян:
- земля-небо
- черное-белое
- луна-солнце
- холод-тепло
- женское-мужское
- низ-верх
- неподвижность-движение
- мягкость-твердость
Теория инь-ян пронизывает различные традиционные элементы китайской культуры, такие как астрономия, метеорология, традиционная китайская медицина, практические дисциплины (цигун, боевые искусства, даосская алхимия), каллиграфия, архитектура, фэн-шуй и т. д., и является важной частью китайского культурного сознания. Фактически все явления и вещи нашего мира можно описать с помощью деления на качества инь и ян.
Значение иероглифов инь и ян
Китайские иероглифы 陰 и 陽, обозначающие инь и ян соответственно, включают в себя радикал 阝, обозначающий холм, и фонетические компоненты 今 (и добавленный семантический компонент 云 — облако) в иероглифе инь и 昜 в значении «яркий» в иероглифе ян (включает в себя имеет 日 — «солнце» + 示 + 彡 — «лучи солнца»).
То есть инь изначально означало теневую сторону холма, а ян – сторону, освещенную солнцем.
Отражение концепции инь-ян в китайской традиции
Школа Иньян-цзя 陰陽家, возникшая примерно в в середине периода Воюющих царств, взяла за основу концепцию инь-ян и постулировала, что все вещи во вселенной имеют два атрибута: инь и ян. Они зависят друг от друга, ограничивают друг друга и находятся в отношениях взаимопреобразования. Концепция данной школы глубоко укоренилась в китайской духовной традиции и науке Китая.
Инь-ян упоминается во многих древних трактатах в различных аспектах. Например, в трактате Го юй 國語 («Речи царств») встречается одно из самых древних упоминаний о противоположных началах инь и ян:
Ибо ци неба и земли не должны нарушать свою последовательность. Если последовательность не будет соблюдена, это приведет к смуте в народе. Светлое начало ян находится внизу и не может выйти наружу; темное начало инь подавляет его и не дает подняться вверх — от этого и происходят землетрясения.
— Го юй (пер. М.В.Крюкова)
В одном из самых крупных древнекитайских трактатов Гуань-цзы 管子 говорится о влиянии инь-ян на годовой цикл и на общественный порядок:
Инь и ян— это основной закон природы. Четыре времени года — это основной порядок [действия] инь и ян. Наказания и нравственное [управление страной должны] согласовываться с четырьмя временами года. [Если] наказания и нравственное [управление страной] согласовываются с четырьмя временами года, то возникает счастье; [если они их] нарушают, то возникает беда.
— Гуань-цзы (пер. С.Кучеры)
В И цзин также находит отражение принцип инь-ян, выражающийся в разделении линий гексаграмм на янские и иньские. Расположение линий, их количество определяет значение триграмм и гексаграмм
В китайской медицине концепция инь-ян используется для описания анатомии, физиологических процессов, а также для оценки болезни и определения направления лечения. Различные части и ткани человеческого тела, а также различные физиологические процессы делятся на категории инь и ян. Например:
- Живот — ян, а спина — инь
- Внутреннее — инь, наружное — ян
- Нижняя часть тела — инь, верхняя — ян
- Ци и дух шэнь — это ян, а кровь, телесные жидкости— инь
Точно так же меридианы тела делятся на инь и ян, разные типы болезней можно разделить в соответствии с инь и ян.
Так как принцип инь-ян применим к человеческому телу и происходящим в нем процессам. То всевозможные традиционные китайский практики, такие как цигун, тайцзицюань, даосские алхимические методы также активно используют его для объяснения воздействия, процессов внутреннего преобразования тела и духа у практикующих.