
Дао рождает Одно.
Одно Двоих рождает.
Двое рождают Трех,
Трое рождают все сущее.
Все сущее носит на себе инь — силу темную и обнимает ян — силу светлую, так достигая гармонии энергий жизни и сил равновесия.
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Сань Бао 三寶 означает «Три сокровища». В даосских практиках, цигун и традиционной китайской медицине данное выражение относится к воспроизводящей эссенции цзин 精, жизненной энергии ци氣 и духу шэнь神.
Иероглиф «сань» 三— означает цифру «три». Иероглиф «бао» 寶изображает драгоценную вещь — нефритовый камень (玉), камень царя (王) сохранённый под крышей, сокровище или драгоценность. Число три также несет символическое значение.В даосизме три — источник порождения всех вещей.
Даосская традиция видит Сань Бао как совокупность трёх сокровищ, при даосской практике в человеческом теле происходит слияние и трансмутация трех сокровищ: цзин 經, ци 氣 и шэнь 神. В даосской внутренней алхимии считается, что Сань Бао соединяет человека с Землей и Небом (инь и ян 陰陽).
Эссенция цзин — это основная энергия человека. Если эта энергия, связанная с почками полностью заканчивается, человек умирает. Как жизненная сущность физического тела она тесно связана с половым актом, рождением детей и рождением новых клеток в теле человека.. Будучи компонентом Инь человека, она связывает человека с землей и, таким образом, ассоциируется с формой (материей).
Жизненная энергия ци обеспечивает связь между телом и духом. Постигая как материю, так и энергию, а также их взаимосвязь, ци ассоциируется с самим человеком как с существом между землей и небом. Находясь близко к сердцу, она связана с мыслями и эмоциями.
Дух шэнь — это порождающая сила. Будучи компонентом ян человека, шэнь соединяет человека с Небесами и, таким образом, ассоциируется со светом и сознанием. Считается, что Шэнь способен соединять человека с Дао.
Сань Бао в даосской философии — в отличие от телесной концепции внутренней алхимии Дао, Три Сокровища или Три Драгоценности даосской моральной философии представляют собой набор из трех добродетелей. Этот «второй набор» Сань Бао упоминается в главе 67 Даодэцзин: Цы (慈), Цзянь (儉) и Бугань вэй тянься сянь (不敢為天下先) — сострадание (мягкость), бережливость (иногда также переводится как умеренность) и смирение (т. е. отказ от превосходства над другими). Согласно Даодэцзин, не стремиться к этим сокровищам — это путь к смерти.