
Три заставы сань гуань 三关 представляют собой области, локализованные на спине вдоль позвоночника на канале Ду-май 督脉, который выполняет контролирующую и управляющую функции, пересекается со всеми ян 阳 каналами и активизирует ян ци 氣. Первая застава вэйлюй 尾闾 располагается в нижней части позвоночника, вблизи копчика; месторасположение второй заставы цзяцзи 夹脊 – в грудном отделе позвоночника между лопаток, эта застава считается наиболее сложной для прохождения ци; третья застава юйчжэнь 玉枕 локализуется напротив затылочной кости у основания черепа.
В даосской алхимии, которая является практикой самосовершенствования, используются методы преобразований цзин 精, ци 氣 и шэнь 神 в теле практикующего, с целью обретения состояния сяня 仙, канал Ду-май имеет особое значение. На первом этапе практики, когда происходит превращение цзин в ци, он является частью пути движения истинной ци по малому Небесному кругу сяо чжоутянь 小周天. Термин малый Небесный круг представляет собой аналогию смены циклов дня и ночи в результате суточного обращения Земли, в практике даосской алхимии означает круговое движение ци по заднесерединному каналу Ду-май и переднесерединному Жень-май 任脉.
Ци движется естественным образом вверх по каналу Ду-май, последовательно проходя через три заставы. Чтобы при прохождении застав не возникало препятствий движению, требуется достаточное количество ци, предварительно собранной на предыдущей стадии практики. После того, как практика малого Небесного круга будет завершена все болезни излечиваются, новых заболеваний не возникает, ученик достигает этапа человеческий бессмертный жэнь сянь 人仙.
Практика малого Небесного круга в алхимии не равна практике микрокосмической орбиты в цигун. Основное отличие заключается в том, что алхимия работает с прежденебесной ци, а в цигун происходит движение посленебесной. С помощью цигун невозможно получить алхимические трансформации, а движение посленебесной ци по микрокосмической орбите в даосских трактатах уподобляется нагреванию огнем пустого котла.
Если в вашем треножнике нет вовсе истинного зерна,
— У чжэнь пянь, Чжан Бо-дуань (пер. Е.А.Торчинова)
Занятия будут подобны тогда нагреванию пустого котла водяным огнем.