Ци

К Терминам

Ци является одним из центральных понятий в китайской традиции, в частности, в даосизме и китайской медицине. Ци пронизывает все вокруг, связывая все воедино.

Иероглиф ци

В первом китайском иероглифическом словаре Шо вэнь цзе цзы 說文解字 указано, что иероглиф ци в своем первоначальном начертании является пиктограммой, то есть его начертание которого похоже на явление или предмет, который он обозначает. Значение пиктограммы, обозначающей ци — облачный газ. А полный иероглиф ци содержит в себе “рис” и фонетик «ци» 气 — он обозначал пищу, которая предлагалась гостям.

Самое раннее начертание иероглифа выглядело как три волнистые горизонтальные черты, оно обнаружено на гадательных костях времен династии Шан (1600-1046 гг. до н.э.).

 

Иероглиф ци
Эволюция начертания иероглифа ци

Иероглиф ци имеет много значений — воздух, газ, запах, жизненная энергия, атмосфера, дыхание и другие.

Чаще всего понятие ци используется в значении жизненной силы, присутствующей во всех живых существах и пространстве. Является источником всех вещей в мире.

В Пустоте и Туманности возникло Дао. Пустота и Туманность породили Пространство и Время. Пространство и Время породили ци. Ци обрело края и границы. Чистое и светлое взметнулось вверх и стало Небом. Тяжелое и мутное сгустилось и стало Землей.

— Хуайнань-цзы (пер.Л.Е.Померанцевой)

Виды ци

В китайской традиционной медицине ци является одним из основных понятий. Выделяют такие виды ци как изначальная (юань ци 元氣 ), защитная (вэй ци 卫氣), питательная (ин ци 营氣 ), совокупная (цзун ци 宗气).

Юань ци 元氣 (元炁) изначальная энергия, которая производит и составляет все в мире.

Концепция юань ци дает представление о происхождении человеческой жизни и связанных с ней физиологических явлений. Ее источник находится в почках. В процессе жизнедеятельности эта ци расходуется. Когда ее запас полностью истощается, организм умирает. От величины запаса юань ци зависит длина жизни человека.

Вэй ци 卫氣защитная ци, которая циркулирует на поверхности, снаружи от сосудов и каналов тела, обеспечивая защиту организма от проникновения внешних патогенных факторов (холод, жар, влажность и тд.)

Ин ци 营氣 — питательная ци, которая образуется из пищи и воды с помощью деятельности желудка и селезенки. Она движется внутри каналов и сосудов тела.

Цзун ци 宗气совокупная ци, которая образуется из ци пищи и ци вдыхаемого воздуха, скапливается в области груди, активирует функцию сердца по обращению крови и дыхательную функцию легких.

Свободное движение ци имеет большое значение для организма. В случае его нарушения, образуются различные патологические состояния, обозначаемые в китайской медицине в виде синдромов (например, синдромы застоя, недостатка, избытка и т. д.). С помощью различных методов, в частности, иглоукалывания и прогревания специальных точек акупунктуры регулируют ци меридианов или внутренних органов.

Ци в китайской традиции

Понятие ци широко используется в различных областях китайской, в частности даосской, традиции. Например в фэн-шуй 風水 , где считается, что необходимо искать места с благоприятной ци для постройки зданий и жилищ.

В традиционных китайских практиках, таких как цигун и боевые искусства, практикующий развивает чувствительность к ощущению ци и учится регулировать и управлять движением ци в теле, воздействуя таким образом на состояние тела и духа. Кроме того, в практиках цигун существуют методы набора ци, такие как чжань чжуан 站桩 (свая), где с помощью сочетания глубокого расслабления и включения внутренней работы практикующий начинает чувствовать движение ци в теле и постепенное наполнение тела.

Обучиться практике чжань чжуан, последовательно освоить все ее ступени можно на курсе освоения Сваи.

В даосской алхимии ци вместе с цзин и шэнь составляет основу практик по самосовершенствованию.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте