
Трактат Вэй Ляо-цзы 尉繚子 относится к семи классическим китайским трактатам о войне. Современные исследователи относят его к эпохе Сражающихся царств, датируя примерно концом 4 в. до н.э. Существует несколько версий относительно происхождения и авторства этого трактата. По одной из наиболее популярных версий, автором трактата был Вэй Ляо 尉繚, упоминавшийся в древнейшем историографическом трактате Сыма Цяня 司馬遷 «Исторические записки», как советник молодого императора Цинь Ин Чжэна 嬴政, впоследствии завершившего период Сражающихся царств, подчинив себе остальные враждующие царства, и ставшего императором Цинь Шихуанди 秦始皇帝 .
В трактате большое внимание уделено организации управления войском и стратегическим вопросам, и мало внимания уделено вопросам военной тактики. К числу стратегических автор трактата причисляет сельское хозяйство как основу экономики государства и материального благополучия населения. Население в трактате выделяется как важный ресурс, который должен хорошо управляться правителем, причем хорошее управление подразумевает деятельную мотивацию мужского населения к обработке полей, а женского населения – в ткацких работах. В трактате выражается презрение к вычурности украшений семейной утвари и одежды, отнимающих время и силы, которые можно было бы приложить к тому, чтобы вырастить больше зерна, чтобы народ был сыт, и соткать больше тканей для того, чтобы народ был тепло одет.
Сначала определи, плодородна или нет земля в этом месте, а лишь потом закладывай там города. Чтобы возвести городские стены, определи, подходит ли местность для этого. По тому, каковы стены города, определи нужное количество людей. А по количеству людей рассчитай, сколько нужно зерна. Когда эти три вещи взаимно определены, тогда защита внутри будет твердой, а снаружи ты одержишь победу в битве. Следует быть победителем в битве снаружи и держать под контролем все приготовления внутри; победа и приготовления взаимосвязаны, они подобны двум половинкам бирки, идеально подходящим друг к другу.
— Вэй Ляо-цзы, Вэй Ляо (пер. И.Мизининой)
В трактате Вэй Ляо-цзы прослеживается влияние легизма, и часть современных исследователей склоняется к версии о том, что автор трактата мог учиться у теоретика легизма Шан Яна 商鞅. В качестве одного из принципов управления автор трактата выводит коллективную ответственность за результаты военной деятельности – если в пятерке воинов проступок совершил один, то казнить, по мнению автора трактата, нужно и всех остальных, если они не исправили его проступок. Отступление на поле боя автор трактата предлагает наказывать не только казнью отступивших без приказа бойцов, но и истреблением их семей, отдельно отмечая, что казнь даже большого числа людей из собственного войска позволяет заставить бояться полководца армии.
То, с чем сражается полководец— это люди; то, с чем сражаются люди — это их ци. Когда ци полна, они будут сражаться; когда ци уничтожена, они будут побеждены.
— Вэй Ляо-цзы, Вэй Ляо (пер. С.Ральфа)