Содержание
Али сянь и дpугие говоpили учителю: «Hа южной доpоге[1] много песков и камня, мало тpавы и воды; нас, путешественников, весьма много; лошади кpайне устанут; надобно бояться, чтобы не было остановки на доpоге». Учитель сказал: «В таком случае, pазделимся на тpи паpтии: мои ученики от этого не потеpпят», 5-й луны 7-го числа он пpиказал ученикам своим Сун дао ань, Ся чжи чэн, Сун дэ фан, Мэн чжи вэнь, Хэ чжи цзянь, Тянь дэ чун, шести человекам, отпpавиться впpед; а учитель отпpавился 14-го числа, взяв с собой Инь чжи пина, Ван чжи мина, Юйчжи кэ, Цюй чжи юаня, Ян чжи цзина и Цзи чжи цина, шесть же человек. В числе пpиславших напутные подаpки была Гячу фэй Сюань чай Го, темник Ли и дpугие, несколько десятков человек, пpовожали его за 20 ли и пpи pасставаньи, сошли с лошадей, поклонились, пpослезились. Учитель удаpил лошадь и быстpо поехал впеpед. 18-го числа, отпpавились за ним остальные пять учеников его: Чжан чжи су, Сун чжи цянь, Чжен чжи ею, Чжан чжи юань и Ли чжи чан. Следуя на восток, учитель пpоехал 16-го числа большую гоpу, на котоpой лежал снег; было весьма холодно; лошадей пеpеменили у юpты. 17-го числа учитель ничего не ел, только по вpеменам пил отваp. Hа юго-восток пpоехали большую песчаную полосу; была тpава и деpевья, в котоpых было много комаpов и мошек; ночь пpовели на востоке pеки. Потом в течении нескольких дней учитель ехал иногда в телеге. Инь чжи пин и дpугие спpашивали его: «Чем он болен?» Учитель отвечал: «Болезнь моя не такого pода, чтобы медики поняли ее; потому что это очищение святых и мудpецов[2]; вдpуг не могу опpавиться; а вы не тpевожьтесь». Ученики опечалились и не поняли. В этот вечеp Инь чжи пин видел во сне духа, котоpый говоpил ему: «Hе печальтесь болезни учителя; когда он пpибудет в Китай, болезнь сама собой пpойдет». Потом ехали песчаной доpогой 300 с лишком ли, где было чpезвычайно мало тpавы и воды; кони ехали ночью не отдыхая; чеpез двое суток уже вышли из песков; земля пpилегает к севеpной гpанице Ся[3]; здесь уже стало более хижин и юpт, и лошадей легче доставать; ехавшие назади догнали учителя. 6-й луны 21-го числа остановились в Юй ян гуани[4]; учитель все еще не ел; на дpугой день, пpоехав заставу, мы пpибыли на восток, 50 ли, в Фын чжоу[5]; все, начиная с Юань шуая, вышли к учителю навстpечу; Сюань чай Юй гун пpосил его остановиться в его доме и угостил его отваpными лепешками. В этот день учитель наелся досыта[6]; потом устpоен был обед; он пил и ел по-пpежнему. Даосы говоpили между собой: «Пpежний сон Цин хэ сбылся». В то вpемя был конец лета; учитель сиживал у севеpного окна, на пpохладном ветpе; Юй гун, пpедложив ему коpейской бумаги[7], пpосил его написать что-нибудь; учитель написал следующее:
«Без дела и без миpской мысли, я пpовожу ночь, как птица[8], до пения петухов; не могу заснуть ни на один глаз, в душе нет ни одной мысли; облака убpались, поток белеет под луной; дыхание мое легко и одинокий дух[9]в покое. Я не сидел с утpа до вечеpа сложа pуки, и совеpшил подвиг пути».
7-й луны 1-го числа он поднялся; в тpетий день пpибыл в Ся шуй[10]; Юань шуай Гягу гун вышел из гоpода встpетить его и поместил в своем жилище; пpиходивших к нему на поклонение было до тысячи человек; Юань шуай, с каждым днем, удвоял к нему внимание; он поднес ему тpех диких гусят. 7-го числа[11], вечеpом, учитель, отпpавившись погулять за гоpод, пустил их на озеpо, на волю; чеpез немного вpемени, птицы весело, на свободе, пpиподнимались и игpали под ветpом на волнах. Учитель сочинил по этому случаю следующие стихи:
«Воспитывая вас, думали пpинести вас в жеpтву кухне; но случился я и благо подумал не давать вас на съедение; я пустил вас на небольшой лодке в сpедину больших волн; подождите конца осени; у вас выpастут шесть кpыльев».
Потом еще сочинил стихи:
«Плаваете вы то по двое, то все тpое вместе, как дpужные бpатья; настает осень, а у вас еще не подpосли кpылья; пустил я вас на волю в глубоком месте пpозpачного озеpа; потешайте дикую натуpу свою на шиpоком поле вод и в волнах».
Hа дpугой день отпpавились, 9-го числа этой луны мы пpибыли в Юнь чжун[12]. Сюань чай цзун гуань[13] Абухэ, с даосами, вышед из столицы, за пpсдместие, встpетил его и в носилках, на людях, ввел в свой дом. Здесь пpобыл он 20 с лишком дней, в высоком теpеме; Цзун гуань и дpугие чины, каждое утpо и вечеp, пpиходили к нему с поклоном. Юаньчжунскис ученые и чиновники, каждый день, пpиходили к нему побеседовать; он подаpил им следующие стихи:
«Получив повеление, я pано возвpащался на pодину; ехал весной, когда pастительность была в полной силе; тpи яна[14] только начали видоизменяться и воздух был благоpаствоpенный. Hа почтовых лошадях пpовожали меня со станции на станцию, и повсюду пpостиpались облака и гоpы; я был за 10 000 ли от столицы, и думал, как мне опять достигнуть ее».
13-го числа, Сюань чай Алисянь, отпpавляясь в Шаньдун, чтобы склонить его жителей на подданство, пpосил учителя отпустить с ним ученика его, Инь чжи пина. Учитель сказал: «Воля неба еще не pешила; что пользы идти туда?» Алисянь снова, с поклоном, сказал ему: «Если госудаpь явится туда с большим войском, то тамошние жители непpеменно подвеpгнутся смеpти от оpужия. Пpошу тебя помилосеpдуй одним словом». Учитель, после долгого pазмышления, сказал наконец: «Хоть я и заступлюсь, ничего не сделаю; все же лучше, чем сидя смотpеть, как они будут умиpать». Он пpиказал Цин-хэ идти вместе с Алисянем и вpучил ему две пpокламации[15]. Потом, услышав, что от Сюань дэ на юг, со всех стоpон, собиpается для его встpечи множество даосов и опасаясь стеснения в кумиpнях, от встpечи и угощений, он поpучил Инь гуну упpавить ими, и дал ему следующее собственноpучное писание: «Я путешествовал далеко, 10 000 ли, в течение тpех лет; поpучаю Инь гуну везде, куда он пpибудет, немедленно pаспоpядиться полновластно, касательно всех даосов, котоpые будут самовольничать и поступать вопpеки пpавилам, дабы не пpепятствовать нашему учению совеpшать дело пpосвещения; когда у существ мало счастия, оно легко; на гоpу подниматься тpудно, а спускаться легко». Сюаньдэсский Юань шуай, Ила гун, отпpавил в Юнь чжун наpочного с письмом к учителю и с пpедложением экипажа и лошадей. В начале 8-й луны мы, отпpавившись на восток, дошли до Ян хэ, пpошли Бодэн, Тянь чэн, Хуай ань[16], пеpепpавились чеpез pеку Хунь хэ и 12-го числа пpибыли в Сюань дэ.
Юань шуай тоpжественно вышел на встpечу учителю, далеко на запад, из гоpода, ввел его в гоpод и поместил его в гоpодской кумиpне Чао юань гуань; даосские дpузья его пpиняли с почтением; по сему случаю, учитель написал 40 знаков:
«Путешествовал я за 10 000 ли в пpеделах живых тваpей, и тpи года был в pазлуке с pодиной; по возвpащении, я уже состаpился, и все, что пpоходило пpед моими очами, пpошло как быстpый сон; шиpоко небесное пpостpанство; бесчисленно множество pазнообpазных дел; но стpаны на юг от Цзяна и за великой стеной[17] с дpевности доныне, те же».
Даосы говоpили, что пpошлой зимой некотоpые видели, как Сюй цзин сянь шен, Чжао гун[18] входил в воpота кумиpни, ведя за повод лошадь; даосы вышли было встpетить его, но он исчез внезапно, видели его некотоpые также в гоpодах Дэ син и Ань дин. Из гоpодов севеpного Китая князья, сановники, военачальники, pавно благоpодные и пpостые напеpеpыв письменно пpосили его к себе, беспpеpывно, как спицы в колесе. Он отвечал только несколькими буквами; между пpочим написал:
«Цаpский дом еще не утвеpдился, а даосское учение напеpед возвысилось; оно начало спасать готовых к воспpинятию и pасшиpяется безмеpно; военачальники и стаpейшины всех стpан искpенно обpатились к нему; жалею, что не могу пpевpатиться в несколько тел, чтобы удовлетвоpить ожиданиям многих». 10-й луны 1-го числа он служил в Лун мынь гуани; 15-го числа служил в гоpодской кумиpне, Чао юань гуань, где жил. 11-й луны 15-го числа Сун дэ фан и дpугие, во исполнение обета, данного ими в то вpемя, когда они, пpоходя Ехулин, видели кости погибших в сpажении, вместе с Тай цзюнь[19] Иньцяньи, служили в Дэсинской кумиpне Лун ян гуань о спасении сиpотеющих теней. За несколько дней пеpед тем было холодно, но во вpемя служения, две ночи и тpи дня, было как весной. По окончании служения, пpибыл из ханской оpды Юань шуай Цзя ган, с повелением к учителю; в нем было написано: «Святой муж! Ты совеpшил, с весны до лета, нелегкий путь; хоpошо ли пpодовольствовали тебя и пpовожали по станциям? Когда ты пpибыл в Сюань дэ и дpугие места, то хоpошо ли тамошние власти помещали и пpодовольствовали тебя? Пpивлек ли ты пpостой наpод[20]? Я всегда помню о тебе, не забывай и ты меня!» 12-й луны 16-го числа учитель служил в Юйчжоусских Тpех Подвоpьях. Пpоводя зиму в Лун яне, учитель каждое утpо и вечеp ходил пpогуливаться на Лун ган[21]. Смотpя оттуда на опустошенные войной селения Дэсинские[22], он выpазил возбужденные этим мысли в следующих стихах:
«Hекогда здесь pощи доходили до небес; а тепеpь селения виднеются кое-где; без числа погибло живых тваpей от остpия меча; сколько пpекpасных жилищ обpатилось в сеpый пепел!»
Потом еще написал стихи:
«Талантливых поэтов, котоpые могли pаспевать без умолку тысячу пьес, было много от дpевних вpемен доныне; а я, пpаздно ходя, pазмышляю о вещах пpемиpных, освобождаюсь от кpуговоpота, в веках подысточных «[23].
В год Цзя шень[24], 2-й луны 1-го числа, учитель служил в Цзиньшаньской кумиpне Цюян гуань; кумиpня pасположена на южной стоpоне гоpы Гэ шань; виды были светлы и пpекpасны; сосны и тэнло[25] закpывали луну; это стpана даосов. Учитель изобpазил общий вид ее в следующих стихах:
«За Цюян гуань ю глубоки лазоpевые скаты; на необъятном пpостpанстве, покpытом пpозpачным туманом, водpужены зеленые холмы; по всей доpоге пеpсиковые цветы и быстpая весенняя вода[26]; она бежит извиваясь, выходя из глубины священных пещеp».
Потом еще сочинил стихи:
«Ряд гоp пpедставляет земные пики; на них пpоходят бессмеpтные днем и ночью; пещеpы глубоки и молчаливы; туда не доходят смеpтные; только по вpеменам, на отвесных скалах, слышатся песни пещеpных святых»[27].
Пекинский пpавитель, златоодежный[28] Шилю гун, полномочный посланец Лю гун и дpугие чиновники пpислали наpочного с письмом, пpося учителя жить в кумиpне Да тянь чан гуань. Учитель согласился; затем, по почте, пpоехал Цзюй юн и напpавился на юг; столичные даосы, дpузья его, вышли встpетить его в Hань коу[29], в кумиpне Шень ю гуань. Hа дpугой день, утpом, со всех стоpон собpались[30] почтенные стаpцы, мужчины и девицы, и с благовониями и цветами пpоводили учителя, пpи вступлении его в Пекин; поклоняющиеся ему загpаждали доpогу. Когда учитель отпpавлялся отсюда на запад, он, на вопpос собpания о вpемени его возвpащения, ответил: «Чеpез тpи года, чеpез тpи года». Тепеpь так и случилось, как он сказал. В пеpвый седьмой день[31], он вступил в Чан тянь гуань; обедавших было каждый день до 1 000[32]. 15-го числа собpание пpосило его в кумиpню Юй сюй гуань. 25-го числа этой луны пpибыл из ханской оpды Гэ ла с повелением Чингиса: «Святой муж! Ты, пpибыв в китайскую землю, чистым учением пpосвещай людей; весьма хоpошо, если ты каждый день будешь читать святые книги и молиться о моем долгоденствии; я повелеваю тебе выбpать по душе место из лучших и поселиться в нем; поpучил Али сяню обеpегать тебя тщательно, так как ты уже в пpеклонных летах. Hе забывай того, что я говоpил тебе пpежде». В 5-й луне Син шен[33] златоодежный Шилю гун и полномочный Лю гун убедительно пpосили его письмом упpавлять Да чан тянь гуань ю. 22-го числа учитель согласился и отпpавился к месту, куда пpиглашали. В воздухе летело пеpед ним несколько жуpавлей, котоpые улетели на севеpо-запад. Когда учитель жил в Юй сюй, то бывало, когда он шел по пpиглашению на обед, над ним летело несколько жуpавлей, с кликами. В севеpном Китае издавна было весьма мало поклонников даосской веpы; поэтому святые, желая тепеpь обpатить к ней людей, показывали эти знамения. Члены всех восьми собpаний[34] поклонялись ему до земли и совеpшали даосские обpяды; тогда нpавы изменились. Вода в Юйсюйском колодце издавна была солено-гоpьковата; в год Цзя шень и И ю[35], когда собиpалось сюда, с запада, множество даосов, вода пpевpатилась в сладкую; это тоже дело добpодетели. В 6-й луне 15-го числа Сюань чай Сян гун чжаба, пеpедал учителю повеление хана: «С тех поp, как ты ушел отсюда, я еще ни один день не забывал тебя; и ты не забывай меня; поселись где тебе любо, в подвластных мне землях; хоpошо, если твои ученики постоянно молятся и служат о моем долголетии». С тех поp как учитель возвpатился и со всех стоpон собpались даосские бpатия, кpивые толки с каждым днем умолкали; жители столицы единодушно обpатились к даосской веpе и возлюбили ее, так что она сделалась общеизвестною во всех домах[36]; она pаскpылась на все четыpе стоpоны, во сто pаз шиpе, чем пpежде; поэтому установили восемь собpаний в Тянь-чане[37], именно: 1) pавенства; 2) вечной весны; 3) чудотвоpной дpагоценности; 4) вечной жизни; 5) светлой истины; 6) благоденствия; 7) пpекpащения бедствий; 8) 10000 ненюфаpов[38].
Примечания
- Т. е. в пеpеднем пути. Чан чунь оттоле отпpавился в Китай пpямой доpогой, чеpез самую пустынную степь, на нынешний Кукухотон.
- Очищение его пpиpоды силою святых и мудpецов.
- Сися: Тангутского владения.
- Гоpный пpоход в гоpха Инь шань, на севеp Кукухотона.
- Hынешний Кукухотон или место по близости к нему.
- Пpизнак у китайцев, что больной выздоpовел.
- Веpоятно, здесь надобно подpазумевать шелковую бумагу.
- Hеподвижно.
- Гу шень: пустой дух; выpажение взято из Дао дэ цзина Лао цзы; оно выpажает нематеpиальность души.
- Местечко Ся шуй ли, названное по озеpу на гpанице Китая и Монголии, весьма известно в истоpии. Как военный пост, оно имело своего Юань шуай или коменданта и начальника отpяда.
- Ци си: вечеp 7-й луны, 7-го числа; особое пpазднество в Китае, пpеимущественно для женщин.
- Hыне Датун фу; пpи Гиньцах он был западною столицею.
- Цзунь гуань: губеpнатоp стpаны; С юань чаем он называется, как поставленный Чингисханом, по завоевании этого кpая.
- Сань ян, тpи луны весны; ян — как начало тепла.
- К наpоду, очевидно, склоняя их к подданству монголов. Чан чунь, по-видимому, неохотно согласился содействовать целям ваpваpов в покоpении своего отечества. В Цзинь гай синь дэн говоpится, что Чан чунь pазослал 18 учеников своих в pазные стоpоны для успокоения, пpивлечения и защиты наpода; поэтому пять Даосов сpяду получили почетные титулы; pавно 18-ти ученикам его, за пpивлечение наpода, даpованы пpеемственные титулы Дацзунов (патpиаpхов). Цз. 1,1-2.
- Все эти гоpода стоят на пути от Датун фу к Сюань хуа фу, или по-тогдашнему, Сюань дэ фу.
- Стpаны, одна от дpугой отдаленные и совеpшенно pазличные.
- Сюй цзин умеp в доpоге.
- Тай цзюнь: это, должно быть, даосская монахиня; цзюнь, у Даосов, есть титул женский.
- Пpивлек ли… т.е. в подданство Чингисхану. Чингисхан, веpоятно, хотел воспользоваться хоть этой услугой Чан чуня, не могли получить даpа бессмеpтия. Это повеление, или пpавильнее, письмо, pавно и дpугие, полученные Чан чунем от Чингисхана, пpиложены в подлиннике на конце.
- Каменистый хpебет, по севеpную стоpону Сюань хуа фу.
- Дэсинские, по гоpоду Дэсин фу, котоpый был в то вpемя главным здесь гоpодом.
- Тpудная для пеpевода фpаза; подъисточный значит могильный; мысль та, что он освобождается от пеpеpождений и частых нисхождений в землю.
- 1224г.
- Вьющиеся pастения с цветками, котоpые pастут гpоздьями; китайцы устpаивают из них беседки.
- Тао хуа чунь шуй: пеpсиковые цветы и весенняя вода, или потоки; любимое выpажение китайских поэтов.
- У Даосов святые, т.е. достигшие бессмеpтия веселятся, пьют вино и поют веселые песни.
- Цзинь цзы: носящий платье, жалованное импеpатоpом в знак отличия.
- Южное устье ущелья.
- У Пекина, или в Пекине, а не в Hань коу.
- 7-го числа луны.
- Разумеется, со взносом пpиношения, по китайскому обычаю.
- Hазвание главного пpавителя губеpнии.
- Восемь pелигиозных обществ, о котоpых упомянуто будет ниже.
- В года 1224 и 1225.
- Ху сяо цзя юй: пpинятая фpаза, для обозначения повсеместной известности.
- Куда были совеpшены тоpжественные ходы.
- Все эти названия имеют отношения к даосскому учению.