
Чжан Саньфэн 張三豐 — полулегендарный даосский мастер. Европейская наука до сих пор спорит по поводу его историчности, т.к. его имя, записанное слегка отличающимися иероглифами, встречается в записях аж трех династии: Сун (960 — 1279 г.), Юань (1271—1368 г.) и Мин (1368- 1644 г.). Сами же китайцы исстари называют его Совершенным Человеком, обретшим бессмертие. Так, в исторических хрониках содержится информация о том, что император династии Мин Ин-цзун 明英宗 (1427—1464 г.) заочно даровал ему титул Настоящего Человека (Тунвэй Сяньхуа Чжэньжэнь 通微显化真人」), император династии Мин Сянь-цзун 憲宗 (1464 — 1487 г.) даровал ему титул Святого (Таогуан Шанчжи Чжэньсянь 韬光尚志真仙), а император династии Мин Ши-цзун 世宗 (1521 — 1567 г.) — титул Истинного Владыки (Цинсюй Юаньмяо Чжэньцзюнь 清虚元妙真君」).
Согласно историческим записям династии Мин (Мин Ши 明史), он родился в Ляонине в конце правления династии Сун. При этом, согласно «Полному собранию сочинений г-на Чжан Саньфэна» (Чжан Саньфэн Сяньшэн Цюаньцзи 張三丰先生全集), он мог быть еще жив во время правления императора Мин Тяньшуня 天順 (1457–1464). В различных хрониках упоминается, что, при жизни в миру, он занимал высокую должность и даже имел высшую ученую степень. После изучения текстов по даосской алхимии и в первую очередь трактата Бао-пу-цзы 抱朴子, он оставил службу и пустился странствовать по стране в поисках Учителя. Он долго скитался и претерпел множество лишений, пока не повстречал даосских мастеров, в т.ч. легендарного алхимика Чэнь Туаня 陳摶, которые научили его искусству даосской алхимии. В 67 лет он покинул своего Учителя и поселился в горах Удан, расположенных в китайской провинции Хэбэй.
Считается, что после себя он оставил обширное литературное наследие. Так, его перу приписывают следующие сочинения: Дадао Лунь 大道論, Сюаньцзи Чжицзян 玄機直講, Сюань Тань Цюаньцзи 玄譚全集, Сюань Яо Пянь 玄要篇, У Гэнь Шу Цы 無根樹詞 и др.
Его описывают как человека высокого роста, сильного и выносливого, отличавшегося весёлым нравом, любителя шуток. Говорят, что он в совершенстве владел своим телом. Легенды упоминают его как создателя даосской школы Иньсян-пай 文始派, а также внутренних стилей боевых искусств нэйцзя 內家, в том числе тайцзицюань 太极拳. Основное отличие внутренних стилей боевых искусств от внешних стилей вайцзя 外家 состоит в том, что акцент делается не на развитие мышц (грубая сила), а на развитие духа и жизненной энергии ци 氣. Во внутренних стилях боевых искусств усилие создается не мощным, а потоком энергии ци, идущим по каналам тела и приводящим в движение расслабленные «рычаги» тела.
Сознание И движет (управляет) энергией Ци, необходимо заставить ее опуститься вниз (т.е. в точку Дань Тянь), и тогда сможешь накопить ее (сконцентрировать) и наполнить (пропитать) ею кости.
— Объяснение сути 13-ти упражнений, У Юйсян (пер. Н.Абаева, И.Горбунова)
Ци движет (управляет) телом; необходимо сделать его податливым, необходимо заставить его следовать высшему принципу Дао, и тогда оно будет легко управляться сознанием.