История китайской медицины

К разделу о Медицине

История китайской медицины

Традиционная китайская медицина (ТКМ) одна из наиболее древних и самобытных традиций, дошедших до наших дней. История китайской медицины уходит вглубь веков. Если верить мифам, то важнейшие теоретические и практические достижения в области ТКМ были сделаны еще в III тысячелетии до н.э. Так, легенды приписывают второму императору Китая Шэнь-нуну 神農 (2737 до н. э. — 2699 до н. э.) создание обширной классификации лекарственных трав, записанную им в каноне Шэнь-нун бэн цао цзин 神農本草經, а третьему императору Хуан-ди 黄帝 (2699 до н. э. — 2588 до н. э.) – создание обширного трактата по иглотерапии Хуан-ди нэй цзин 黃帝內經. Однако у ученых нет достаточной достоверной информации об этом периоде истории Китая, лишь разрозненные упоминания в исторических хрониках, самые ранние из которых относятся к периоду правления династии Чжоу 周朝 (1045 — 256 до н. э). А составление самих трактатов ученые чаше всего относят к периоду между IV в. до н.э. и III в. н.э.

Если Вы хотите подробнее ознакомиться с теорией традиционной китайской медицины, приглашаем Вас присоединиться к курсу Канон медицины Китая «Хуан-ди нэй цзин».

На настоящий момент самые ранние записи на медицинскую тему относятся к периоду правления династии Шан 商朝 (1600 — 1046 год до н.э.). Надписи эти были выполнены на «костях оракула» (обычно использовались кости лопаток или черепаховые панцири). Найденные записи относятся к болезням, поражавшим королевскую семью: заболеваниям глаз, зубные боли, вздутия живота, паразитах и т.п. В целом выделялось порядка 20 видов заболеваний. Люди Шан были религиозными, и считалось, что болезнь возникает в результате огорчения предка, проклятия или вторжения в тело злого демона. Болезни лечили преимущественно с помощью различных ритуалов и заклинаний. В настоящее время нет убедительных доказательств того, что знать Шан использовала лечебные травы. Между тем археологи находят каменные и костяные иглы, которые предположительно использовались в лечебных целях. Также встречается информация о том, что уже в то время первых «врачей» оценивали и проверяли более опытные практики, чтобы гарантировать, что они достигли определенного уровня компетентности.

В древние времена люди жили среди диких животных и птиц. Они двигались, чтобы справиться с холодом, и укрывались в тенистых местах, чтобы переждать жару. Внутри у них не было привязанностей и стремлений, которые бы утомляли их внутренний мир. Вовне они не стремились к славе и признанию, потому не наносили вреда телесной форме. Жили они в спокойной безмятежности, а потому патогенные факторы не могли проникнуть глубоко в организм. Потому не нужно было применять лекарств для лечения внутреннего, и не требовалось использовать иглы и камни для лечения внешнего. Они могли применять заклинания-молитвы для перемещения семени-цзин, в результате чего болезнь проходила. В настоящее время дела обстоят по-другому.

— Хуан-ди нэй цзин (пер. Б.Б. Виногродский)

При династии Чжоу наблюдался продолжительный спокойный период в истории Китая. В это время активно развиваются многие направления культуры. Существенное развитие получает медицина. Выделяются четыре врачебные специальности: терапевт, хирург, диетолог и ветеринар. Диетология считалась высшей врачебной специальностью, т.к. позволяла естественным образом поддерживать здоровье, предотвращать развитие болезней на зачаточной стадии. Такое представление в Китае сохраняется и по сей день. В это время встречаются документальные подтверждения использования трав для лечения различных недугов. В этот период также формируется представление о том, что болезни являются результатом недостатка или застоя ци и крови сюэ 血. В конце правления Чжоу, не смотря на смутные времена, бурный расцвет получает философия, в т.ч. натурфилософия. Этот период называется «Периодом Ста школ мысли» (403—256 гг. до н. э.).

К этому времени учёные относят окончательное формирование теорий инь-ян 陰陽, пяти первоэлементов У Син 五行 и их объединение.

Написание выдающегося медицинского канона Желтого императора о внутреннем Хуан-ди нэй цзин принято обычно относить к последующей эпохе правления Хань. Однако есть некоторые указания на то, что ранний вариант этого текста мог быть записан ещё при Чжоу.

Выдающимся врачом этого периода и одним из самых ранних врачей, известных по имени, является Бянь Цюэ 扁鵲 (407–310 до н. э.). Считается, что он достиг выдающихся высот в диагностике и терапии иглоукалыванием. Ему также приписывают создание четырехэтапной диагностики.

В «Период Сражающихся царств» (475/403–221 г. до н.э.) и последующего непродолжительного правления династии Цинь (221 до н. э. — 206 до н. э.) много информации было утеряно. Поэтому более или менее последовательная и достоверная история китайской медицины начинается лишь с эпохи Хань. В этот период активно развиваются различные практические дисциплины, в т.ч.: внутренняя алхимия, фармакология, иглотерапия, хирургия и т.д. К этому периоду ученые относят создание всех основополагающих трактатов традиционной китайской медицины, а именно: Хуан-ди нэй цзин, Шэнь-нун бэн цао цзин и Шан хань цза бин лунь 伤寒杂病论 («Трактат о разных лихорадочных состояниях, вызванных холодом»). В этот время жили и творили такие выдающиеся личности, как Хуа То 華佗 (141-207 г.) и Чжан Чжунцзин 張仲景 (150—219 г.).

Хуа То называют «Отцом хирургии» в Китае. Ему приписывают создание первого в истории средства анестезии. Чжан Чжунцзин обобщил опыт предыдущих поколений, разработал восемь методов терапии и шестичленную классификацию болезней, скрупулёзно описал симптомы чумной и тифозной лихорадок и способы симптоматического их лечения, разработал теорию создания многокомпонентных травяных формул, а также придумал метод искусственного дыхания. Кроме того, Чжан Чжунцзин первым преодолел сословные предрассудки и стал лечить обычных граждан.

В смутный «Период троецарствия» (220 – 280 г.) в Китае важный вклад в сохранение и дальнейшее развитие медицинского знания внесли Ван Шу-хэ 王叔和 (период жизни между 180 – 285 годами) и Хуанфу Ми 皇甫謐 (215–282 г.). Ван Шу-хэ сохранил для будущих поколений большую часть трактата Шан хань цза бин лунь Чжан Чжунцзина, а также составил всеобъемлющее руководство по пульсовой диагностике Май цзин 脈經 («Канон Пульса»). Ханфу Ми же оставил после себя выдающийся канон акупунктуры и прижигания Чжэньцзю цзяи цзин 針灸甲乙經.

При династии Цзинь 晉朝 (265—420 г.) жил выдающийся даос, алхимик, ученый, политик, писатель и врач Гэ Хун 葛洪 (283 – 343 г.), который, помимо выдающегося алхимического трактата Бао-пу-цзы 抱朴子, оставил после себя также важное медицинское произведение Чжоу хоу бэй цзи фан 肘后备急方 (Рецепты под рукой на случай необходимости), в котором впервые описал противомалярийное действие полыни.

В смутный «Период Северной и Южной династий» (420 — 589 г.), не смотря на гражданскую войну и политический хаос, наблюдается расцвет культуры и искусства, буддизма и даосизма. В это время жил и творил выдающийся военачальник, музыкант, даос, алхимик и врач Тао Хунцзин 陶弘景 (456–536 г). Этот выдающийся человек, помимо значимых произведений по даосской алхимии, также оставил после себя сборник комментариев к Материи медике Бэньцао цзин цзичжу 本草經集注.

При династиях Суй 隋 (581—618 г.) и Тан 唐朝 (618 — 907 г.) создаются первые специализированные медицинские учебные заведения при правительстве. Постепенно завершается развитие клинических отделений. Самой узнаваемой фигурой в медицинском сообществе этого периода является Сунь Сымяо 孫思邈 (581—682 г.). Его называют «Королем медицины» за выдающийся вклад в медицинское знание и огромную заботу о своих пациентах. После себя он оставил несколько значимых произведений, в т.ч.: Бэйцзи цяньцзинь яофан 備急千金要方 («Основные формулы для экстренных случаев, стоящие тысячу золотых монет»), а также обширный труд по офтальмологии Иньхай цзинвэй 銀海精微. Говорят, что он умел лечить катаракту иглоукалыванием, но навык этот не сохранился в веках. Кроме того, он составил первую полную схему расположения акупунктурных точек. Ему также приписывают текст «Об абсолютной искренности великих врачей» (этот текст иногда называют «Китайской клятвой Гипократа»).

Другими важными произведениями этого периода являются: обширный трактат по травматологии Сянь шоу ли шан сюй дуань ми фан 仙授理傷續斷秘方 (Секретные рецепты бессмертных для лечения ран и переломов), принадлежащий перу некто Линь Даоженя 蔺道人, а также трактат по акушерству Цзин сяо чань бао 經效產寶 («Испытанные сокровища в акушерстве») написанный Цзань Инем昝殷 в 852 году. В период правления Сяньцина 顯慶 (династия Тан, 656—661 г.) правительство организовало составление первой официальной фармакопеи Китая Синь сю бэнь цао 新修本草 — еще одного важного труда после Шэнь-нун бэн цао цзин и Бэньцао цзин цзичжу Тао Хунцзина.

Династия Сун 宋朝 (960 — 1279 г) была важным периодом для развития медицины. Правительство придавало большое значение медицинскому делу. Распространение полиграфической техники привело к значительному увеличению количества медицинских книг и широкомасштабным исследованиям в этой области. Видной фигурой в медицинском сообществе этого времени был ученый, врач и государственный служащий Сун Ци 宋慈 (1186–1249 г.). После себя он оставил фармакопею полезных трав, которые можно было использовать для устранения неясных повреждений, а также важнейшую книгу того времени по судебной медицине Си юань цзи лу 洗冤集錄 («Собрание отчетов о снятии несправедливых обвинений»).

Другим выдающимся врачом этого периода, жившим в государстве Цзинь 金朝 (1115–1234) был Чжан Юаньсу 张元素 (1151–1234 г.). Его считают одним из самых исторически влиятельных врачей традиционной китайской медицины в период перехода от северной китайской династии Цзинь к монгольской династии Юань 元朝 (1271 — 1368 г). Он уточнил распределение трав по системе у син, уточнил вкусы лекарственных средств и их влияние на различные меридианы, органы и системы организма. После себя он оставил трактат Чжэнь чжу нан 珍珠囊.

Во времена династий Цзинь и Юань страна сильно пострадала от болезней и войн. Во времена последующих династий Мин 大明朝 (1368 – 1644) и Цин 大清國 (1644—1912).

При династии Мин правительство активно поддерживало развитие ТКМ. Важной фигурой в медицине этого времени является выдающийся ученый, травник и фармаколог Ли Шичжэнь 李時珍 (1518–1593 г.). За свою жизнь он написал более десятка выдающихся произведений по медицине, среди которых самым обширным трудом стал Компендиум лекарственных веществ Бэньцао ганму 本草綱目, на составление которого Ли потратил почти 30 лет своей жизни. В этом труде он классифицировал более 1800 средств ТКМ и описал более 11000 традиционных рецептов. Эта книга имеет огромное значение в китайской фармакологии и по сей день.

При правлении Цин на китайскую медицину оказывается мощное влияние европейской традиции. В последние годы правления династии Цин, а также в период правления Гоминьдана на ТКМ испытывает сильные гонения со стороны правительства. В последние десятилетия положения ТКМ существенно улучшилось. Она активно развивается и востребована не только в Китае, но и по всему миру.

В целом история китайской медицины наполнена множеством уникальных достижений, среди которых: создание самого первого в мире средства анестезии, самое раннее использование методов паровой и огневой стерилизации инструментов при хирургических вмешательствах, самое ранее использование «шин» и «гипсования» для иммобилизации переломов, самое раннее использование прививки от оспы (900 г), разработка уникальных многокомпонентных фармацевтических препаратов, разработка уникальных методов вправления и удлинения поврежденных конечностей и т.д.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте