
Гексаграммы «Книги перемен» (И цзин 易經) — специальные символы, составляющие основу трактата И цзин. Количество гексаграмм «Книги перемен» равно 64. Гексаграмма (также обозначается как гуа 卦 — общее название для гексаграмм и триграмм) представляет собой сочетание сплошных и прерывист черт, называемых яо 爻. Эти черты символизируют противоположные силы инь и ян. Также гексаграмму можно представить как сочетание двух триграмм. В китайской традиции появление триграмм связывают с именем легендарного императора Фу-си 伏羲 (также Бао-си).
В одном из комментариев к И цзин это описывается таким образом:
В древности Баоси был ваном Поднебесной. Глядя вверх, наблюдал образы (сян), исходящие от Неба. Глядя вниз, наблюдал способы (фа) [их проявлений], исходящие от Земли. Наблюдал узоры-знаки (вэнь) птиц и зверей. Следовал земным порядкам (и). То, что близкое, находил в себе. То, что далекое, находил у других существ. Исходя из этого, он изобрел восемь триграмм (гуа), которые показывают сполна добродетели (дэ) просветленного духа и располагают по родам свойства тьмы вещей.
— Си цы чжуань (пер. В.Е.Еремеева)
Каждая гексаграмма «Книги перемен» имеет свое название, афоризм, дающий ее объяснение в целом, и отдельные описания для каждой из шести черт, составляющих гексаграмму. При расшифровке гексаграмм И цзин их рассматривают с позиции развития какого-либо процесса, ситуации. При этом черты гексаграммы описывают характер этого развития.
Как правило, И цзин рассматривают как гадательный текст. Однако, нужно понимать, что так как И цзин является частью наследия учения даосизма, то в нем заложены принципы даосского мировоззрения, в том числе и практические аспекты. Поэтому среди даосских трактатов можно встретить тексты, рассматривающие «Книгу перемен» именно с позиции практики даосской алхимии. Например, в трактате Цань тун ци參同契, авторство которого приписывают даосу Вэй Бо-яну 魏伯陽, описывается создание эликсира бессмертия с помощью гексаграмм. В комментариях к И цзин даоса Лю Имина 劉一明 изложены важнейшие принципы алхимии и И цзин.