
Гексаграммы «Книги перемен» (И цзин 易經) — специальные символы, составляющие основу трактата И цзин. Количество гексаграмм «Книги перемен» равно 64. Гексаграмма (также обозначается как гуа 卦 — общее название для гексаграмм и триграмм) представляет собой сочетание сплошных и прерывист черт, называемых яо 爻. Эти черты символизируют противоположные силы инь и ян. Также гексаграмму можно представить как сочетание двух триграмм. В китайской традиции появление триграмм связывают с именем легендарного императора Фу-си 伏羲 (также Бао-си).
В одном из комментариев к И цзин это описывается таким образом:
В древности Баоси был ваном Поднебесной. Глядя вверх, наблюдал образы (сян), исходящие от Неба. Глядя вниз, наблюдал способы (фа) [их проявлений], исходящие от Земли. Наблюдал узоры-знаки (вэнь) птиц и зверей. Следовал земным порядкам (и). То, что близкое, находил в себе. То, что далекое, находил у других существ. Исходя из этого, он изобрел восемь триграмм (гуа), которые показывают сполна добродетели (дэ) просветленного духа и располагают по родам свойства тьмы вещей.
— Си цы чжуань (пер. В.Е.Еремеева)
Каждая гексаграмма «Книги перемен» имеет свое название, афоризм, дающий ее объяснение в целом, и отдельные описания для каждой из шести черт, составляющих гексаграмму. При расшифровке гексаграмм И цзин их рассматривают с позиции развития какого-либо процесса, ситуации. При этом черты гексаграммы описывают характер этого развития.
Как правило, И цзин рассматривают как гадательный текст. Однако, нужно понимать, что так как И цзин является частью наследия учения даосизма, то в нем заложены принципы даосского мировоззрения, в том числе и практические аспекты. Поэтому заложенные в гексаграммах описания и значение в даосизме этих описаний распространяются на все сферы человеческой жизни, так же, как само учение даосизма. Одним из главных значений является применение гексаграмм для пояснения процесса практик даосской алхимии. Поэтому среди даосских трактатов можно встретить тексты, рассматривающие «Книгу перемен» именно с позиции практики даосской алхимии. Например, в трактате Цань тун ци 參同契, авторство которого приписывают даосу Вэй Бо-яну 魏伯陽, описывается создание эликсира бессмертия с помощью гексаграмм. В комментариях к И цзин даоса Лю Имина 劉一明 изложены важнейшие принципы алхимии и И цзин.