И цзин

К Статьям

И цзин

Общие сведения

И цзин 易經 (Канон перемен, Книга перемен) — один из классических древних китайских трактатов. Он был признан одним из пяти классических произведений в период династии Хань — У цзин 五經 (Пятикнижие), куда вошли, кроме И цзин, трактаты Ши-Цзин 诗经, Шу-Цзин书经, Ли-Цзи 礼记, Чунь цю 春秋.

Хотя в настоящее время И цзин часто ассоциируется с предсказаниями, данный текст также охватывает философию, религию, политику, экономику, медицину, астрономию, арифметику, литературу, музыку, искусство древнего Китая. В нем заложена идея изменений инь -ян.

Изначально книга И цзин включал в себя три текста: Ляньшань 连山, Гуйцан 归藏 и Чжоу и 周易, которые вместе называются Саньи 三易. Первые два были утеряны, а Чжоу и — единственный документ, дошедший до наших дней.

Существует много споров о том, когда была завершена «Книга перемен». Легенда гласит, что император Фу-си 伏羲 в древности создал восемь триграмм (ба-гуа, 八卦), чтобы классифицировать бесчисленное множество вещей. В настоящее время принято считать, что трактат является коллективным произведением.

В более широком смысле И цзин включает в себя также и комментарии к тексту трактата, известные как «Десять крыльев» (十翼, Ши и)

Иероглифы в названии трактата

Каждый иероглиф, входящий в название И цзин, может быть понят разным образом:

И 易 имеет значения:

  • Легкий, простой
  • Перемена, обозначение постоянных перемен
  • Смена солнца и луны, символизирующие инь и янь.

Чжоу 經 имеет значения:

  • Круг, цикл
  • Обозначает династию Чжоу (1045-221 гг до н. э.)

Содержание И цзин

И цзин включает в себя 64 гексаграммы, каждая из которых состоит из шести элементов (черт), называемых яоㄠ. Черта может быть янской или иньской. Янские яо непрерывные, а иньские — прерывистые. Черты считаются снизу вверх. Все возможные комбинации черт образуют 64 гексаграммы.

В Си цы чжуань (комментарии к И цзин) следующее объяснение происхождения гексаграмм, :

Таким образом, в Переменах есть Великий предел (тай цзи). Он рождает двоицу образов (и). Двоица образов рождает четыре символа (сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (гуа). Восемь триграмм определяют счастье и несчастье. Счастье и несчастье рождают великое деяние.

— Си цы чжуань (пер. В.Е.Еремеева)

Любая из 64-х гексаграмм перемен отражает какую-либо ситуацию, ее обстоятельства и действие природных законов, выраженные через комбинацию черт-яо. При толковании гексаграмм трактовке подвергается как вся гексаграмма в целом, так и каждая отдельная черта.

В каноническом варианте трактата гексаграммы расположены в так порядке Вэнь Вана, где большинство гексаграмм находятся в паре с перевернутым эквивалентом, а в восьми случаях гексаграммы сочетаются со своей обратной версией.

«Книга перемен» в даосизме

Написано большое количество комментариев и произведений, входящих в Дао цзан 道藏 , посвященных «Книге перемен».

В даосских трактатах можно встретить упоминание И цзин в таких вариантах:

  • Ба-гуа (восемь триграмм) связывают с телом и применяют медитативные упражнения для достижения долголетия. Такой способ встречается в трактате Лао Цзы Чжун Цзин 老子中經.
  • Восемь триграмм используют как космические ориентиры для достижения гармонии вселенной
  • Гексаграммы и триграммы используются для описания процесса алхимических преобразований и обозначения элементов, необходимых в практиках алхимии.

Узнать об алхимическом смысле И цзин, важнейших принципах, изложенных в древнем трактате можно на курсе Раскрытие истины И цзина.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте