Даосизм — философия или практическое учение?

К Статьям

Даосизм - философия или практика

Даосизм является одним из основных учений китайской традиции (вместе с конфуцианством и буддизмом). Эти три учения объединяют одним понятием — сань цзяо 三教.

Основателем даосизма традиционно считают Лао-цзы 老子. Также как основателя даосизма упоминают и легендарного Хуан-ди 黃帝 (Желтый Император).

Одними из главных текстов даосизма считаются трактаты Дао дэ цзин 道德經 и Чжуан-цзы 莊子.

Является ли даосизм философией или представляет собой практическое учение? В настоящее время существует мнение, что даосизм является направлением философии, считают философом Лао-цзы и других представителей даосской традиции. Однако, такая точка зрения не соответствует действительности, так как древнекитайский даосизм имел практический характер. И сам текст трактата Да дэ цзин также является по сути объяснением практического характера даосизма. В силу того, что истинные знания о методах и сути практики всегда передавались изустно, многие трактаты даосизма написаны образным, метафорическим языком, понятным только знакомых с соответствующими методами даосских практик. Поэтому современные представления о Дао дэ цзин, как об абстрактной философии, происходят из-за непонимания смысла, заложенного в тексте.

Даосизм содержит в себе различные методы совершенствования. Традиционные направления цигун, традиционная китайская медицина, фэн-шуй — все это направления даосской традиции, которая охватывает все сферы человеческой жизни. Среди практик даосизма следует особо выделить так называемую даосскую алхимию (нэйдань 内丹 ), включающую практики совершенствования судьбы (мин 命 ) и сердечной природы (син 性), позволяя достигать высших стадий духовного развития, чего невозможно добиться в методах цигун. Именно практики внутренней алхимии и составляют основной принцип даосизма.

Среди основных понятий даосизма следует выделить Дао 道, Дэ 德, У вэй 無為.

Дао — источник всего сущего во вселенной, мать всех вещей и высший принцип.

Дао рождает сущее и его питает.

— Дао дэ цзин (пер. Е.А.Торчинова)
Существует большое количество трактовок и объяснений понятия Дао. Познакомиться с этими трактовками, написанными учеными-даологами, пояснениями из древних даосских трактатов можно на специальном курсе Важнейшие термины даосизма.

Дэ 德 — благая сила, иногда также переводится как добродетель, хотя его нельзя назвать тем же, что понимается под добродетелью (моралью) в обывательском смысле.

Из пустоты Блага-Дэ Путь-Дао исходит вовне.

— Дао дэ цзин (пер. Е.А.Торчинова)

У вэй 無為 — недеяние. Обозначает особое состояние, в котором человек находится в гармонии с естественным ходом вещей во вселенной. В таком состоянии цели можно достигнуть без применения усилий. Применительно к практике даосизма это обозначает уже высокие стадии совершенствования.

Дао-Путь постоянен, в недеянии он пребывает, но нет ничего, не сделанного им.

— Дао дэ цзин (пер. Е.А.Торчинова)

Кроме вышеназванных понятий следует также упомянуть такие концепции, как тай цзи 太極, инь-ян 陰陽, у син 五行, которые используются не только в даосской космологии, но и в китайской медицине, китайской диетологии, астрономии, цигун, боевых искусствах и многих других сферах человеческой деятельности.

Даосизм является учением, на котором фактически основана китайская цивилизация, его знания пронизывают все области человеческих знаний и до сих пор имеют большое практическое значение.

Узнать больше об учении даосизма, его теоретических и практических основах, влиянии на нашу жизнь можно на всеобъемлющем курсе Основы Даосизма.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте