
Даосизм является одним из основных учений китайской традиции (вместе с конфуцианством и буддизмом). Эти три учения объединяют одним понятием — сань цзяо 三教.
Основателем даосизма традиционно считают Лао-цзы 老子. Также как основателя даосизма упоминают и легендарного Хуан-ди 黃帝 (Желтый Император).
Одними из главных текстов даосизма считаются трактаты Даодэцзин 道德經 и Чжуан-цзы 莊子.
Является ли даосизм философией или представляет собой практическое учение? В настоящее время существует мнение, что даосизм является направлением философии, считают философом Лао-цзы и других представителей даосской традиции. Однако, такая точка зрения не соответствует действительности, так как древнекитайский даосизм имел практический характер. И сам текст трактата Да дэ цзин также является по сути объяснением практического характера даосизма. В силу того, что истинные знания о методах и сути практики всегда передавались изустно, многие трактаты даосизма написаны образным, метафорическим языком, понятным только знакомых с соответствующими методами даосских практик. Поэтому современные представления о Даодэцзин, как об абстрактной философии, происходят из-за непонимания смысла, заложенного в тексте.
Даосизм содержит в себе различные методы совершенствования. Традиционные направления цигун, традиционная китайская медицина, фэн-шуй — все это направления даосской традиции, которая охватывает все сферы человеческой жизни. Среди практик даосизма следует особо выделить так называемую даосскую алхимию (нэйдань 内丹 ), включающую практики совершенствования судьбы (Мин 命 ) и сердечной природы (Син 性), позволяя достигать высших стадий духовного развития, чего невозможно добиться в методах цигун. Именно практики внутренней алхимии и составляют основной принцип даосизма.
Среди основных понятий даосизма следует выделить Дао 道, Дэ 德, Увэй 無為.
Дао — источник всего сущего во вселенной, мать всех вещей и высший принцип.
Дао рождает сущее и его питает.
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Дэ 德 — благая сила, иногда также переводится как добродетель, хотя его нельзя назвать тем же, что понимается под добродетелью (моралью) в обывательском смысле.
Из пустоты Блага-Дэ Путь-Дао исходит вовне.
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Увэй 無為 — недеяние. Обозначает особое состояние, в котором человек находится в гармонии с естественным ходом вещей во вселенной. В таком состоянии цели можно достигнуть без применения усилий. Применительно к практике даосизма это обозначает уже высокие стадии совершенствования.
Дао-Путь постоянен, в недеянии он пребывает, но нет ничего, не сделанного им.
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Кроме вышеназванных понятий следует также упомянуть такие концепции, как тай цзи 太極, инь-ян 陰陽, У Син 五行, которые используются не только в даосской космологии, но и в китайской медицине, китайской диетологии, астрономии, цигун, боевых искусствах и многих других сферах человеческой деятельности.
Даосизм является учением, на котором фактически основана китайская цивилизация, его знания пронизывают все области человеческих знаний и до сих пор имеют большое практическое значение.