
Давайте поговорим об упражнениях, которые могут привести нас к Дао 道. Тема эта трудная, т.к. наиболее важные даосские практики никогда не фиксировались на бумаге, а передавались в форме личного наставления от учителя достойному ученику. Но общее представление о направлении движения ищущий человек может составить и на основе тех небольших иносказательных подсказок, которые нам оставили совершенномудрые древности в своих трактатах.
Но для начала давайте разберёмся с терминами: «Дао» и «упражнять»! Согласно словарю русского языка, упражнять — значит постоянной работой прививать какой-нибудь навык, приучать делать что-нибудь. Таким образом, упражнять можно что угодно. Ключевой момент тут — постоянная работа для развития и укрепления нужного навыка.
Иероглиф Дао 道 изначально означал просто путь. Но в своём выдающемся трактате Даодэцзин 道德經 (IV век до н.э.) великий китайский мастер Лао-цзы 老子 (VI-IV век до н.э.) использовал термин Дао для обозначения некоего изначально первопринципа, порождающего объекты вселенной, который не поддается словесной интерпретации и логическому осмыслению, но вполне может быть прочувствован на собственном опыте. Лао-цзы считает, что Дао можно практиковать, ему можно следовать.
Но как можно следовать первопринципу, который не понимаешь? В одной из глав своего трактата Лао-цзы намекает, что Дао следует естественности. Таким образом, чтобы быть ближе к Дао, нам тоже нужно следовать естественности. Но что под естественностью понимали древние?
У Лао-цзы также есть насколько намёков на этот счёт. Так, например, он говорит, что, следуя Дао нужно сокращать свои желания, опустошать сердце, стремиться сделать созерцание чистым, поменьше говорить, взращивать Дэ 德 (всесокрушающая сила, благословение небес, высшая мораль, добродетель и т.д.). Лао-цзы считает, что, практикуя предлагаемые им дао-упражнения, человек может развить осознание естественного хода вещей. Получив такой навык, мудрый человек уже не будет самовольно действовать, но будет действовать естественно, в гармонии с текущим моментом. И тогда такое его действие будет происходить без усилий, как бы само собой.
Детальные разъяснения по поводу естественности можно найти в более поздних текстах философской, медицинской и алхимической направленности.
Так, в выдающимся медицинском тексте Хуан-ди нэй цзин 黄帝内经 (IV в. до н.э. – III в. н.э.) под естественность понимается соответствие сезонным и суточным ритмам, соблюдение режимов работы и отдыха, приёма пиши и питья, а также отсутствие суеты, умеренность во всем и эмоциональная сдержанность. В другом даосском трактате Хуайнань-цзы 淮南子 (составлен не позднее 139 г. до н. э.) говорится о том, что естественное состояние человека от рождения — это состояние спокойствия, отсутствия посторонних мыслей. В трактате подробно разъясняется, почему следует сохранять эмоциональную стабильность, контроль духа над телом, спокойствие органов чувств. Сезонные и циркадные особенности, а также принципы правильного поведения, гармоничного питания и т.д. полноценно описаны во многих традиционных медицинских текстах.
Но как обрести контроль над мыслями и опустошить сердце? Для этого с самой глубокой древности в даосизме присутствуют различные методы медитации. Наибольшей популярностью среди которых в кругах даосских адептов пользуются медитации цзован 坐忘 («сидеть в забытьи») и шоу и 守一 («хранение одного»). В медитации цзован преследуется цель полного избавления от любых мыслей и отвлечений и даже от памятования о собственном Я. Считается, что это даёт возможность пережить встречу с Дао. Основной же целью медитации шоу и является сохранение присутствия внимания в определенной точке тела. Считается, что это позволяет избежать рассеивания трех сокровищ: эссенции цзин 精, жизненной энергии ци 氣 и духа шэнь 神. Медитации шоу и пользовалась особенно большой популярностью в среде даосских алхимиков, начиная со времен династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.).
А что значит совершенствовать свое Дэ 德? Дэ — очень сложный для интерпретации даосский термин. В трактате Даодэцзин — это одновременно и некая всепобеждающая сила (энергия) и моральная категория. Его также иногда переводят как «мандат неба». Современными учеными данный термин часто интерпретируется как «благодать» (данный термин, кстати, тоже имеет энергетический аспект).
Если при этом принять во внимание, что даосы издревле придерживаются парного совершенствования природы сердца син 心 и судьбы мин 命 (кстати, тоже иногда переводится как «мандат неба»), то можно поставить частичное равенство между Дэ и мин.
В этой связи стоит вспомнить, что выдающийся даосский алхимик, врач и писатель Гэ Хун 葛洪 (283 — 343 г.) в своем трактате Бао-пу-цзы 抱朴子 прямо говорит, что одной лишь медитации недостаточно для полноценной практики. Чтобы стать совершенномудрым, нужно также или принимать специальные снадобья и/или практиковать методы регуляции жизненной энергии ци 氣:
Бао-пу-цзы сказал: «Хотя вкушение снадобий и является основой продления жизни, можно одновременно с этим заниматься и регуляцией пневмы. Тогда польза от практики сильно возрастет. Если же нет возможности достать снадобья, тогда достаточно заниматься только регуляцией пневмы. Такие занятия, если исчерпать их до конца, продлят жизнь на несколько сот лет. Хорошо вкупе с этим знать и искусство «внутренних покоев», поскольку не знающие искусства инь и ян часто страдают от истощения сил и им бывает трудно восполнить свои силы только посредством регуляции пневмы.
— Бао-пу-цзы, Гэ Хун (пер. Е.А. Торчинова)
Гэ Хун считает, что важнейшие на пути к Дао упражнения — это приготовление эликсиров (следует понимать как практику внешней вайдань 外丹 или внутренней нэйдань 內丹 алхимии), гимнастика дао инь 導引, практика возврата семени для питания мозга (хуань цзин бу нао 還精補腦), духовное думание (сы шэнь 思神), хранение одного (шоу и 守一) и искусство внутренних покоев (фан чжун шу 房中術).
Если же рассматривать Дэ как моральный принцип, то в том-же трактате Бао-пу-цзы есть описание практики накопления добрых дел, которую Гэ Хун считает первейшей и обязательной для совершенствующихся в Дао:
В средних главах «Канона нефритовой печати» сказано, что прежде следует накапливать заслуги, а потом избавляться от недостатков. Для стремящихся к обретению Дао-Пути спасать людей от опасности, помогать им избежать горестей, охранять их здоровье от недугов, дабы они не умерли раньше срока, — их наивысшая заслуга. Взыскующие бессмертия должны считать корнем преданность, сыновнюю почтительность и поведение, следующее нормам гуманности и верности. Если совсем не совершенствоваться в добродетельном поведении, а только заниматься магией, то продления жизни обрести невозможно. Если совершены большие злодеяния, Властелин Судеб делает об этом запись, а если малые проступки, то производит расчет. По соотношению совершенных злодеяний и проступков он определяет, велико или мало наказание. Если человеку предопределено долголетие, выраженное неким числом лет, и если это число достаточно велико, то записи Властелина Судеб медленно сокращают жизнь, и смерть приходит не сразу. Если же отмеренный срок жизни невелик, а совершенных проступков много, то записи Властелина Судеб быстро сокращают жизнь, и человек умирает рано. И еще там говорится, что если человек хочет стать земным бессмертным, то ему надо совершить триста добрых дел, а если небесным бессмертным — то тысячу двести добрых дел. Если совершено тысяча сто девяносто девять добрых дел, а потом вдруг одно злое, то утрачивается действенность предыдущих добрых дел и их совершение надо начинать сначала.
— Бао-пу-цзы, Гэ Хун (пер. Е.А. Торчинова)
Таким образом, подводя итог, на пути к Дао, упражнения, предписываемые древними, такие:
- Накопление добрых дел
- Приготовление эликсиров и внутренние практики преобразования цзин, ци и шэнь (внешняя или внутренняя алхимия)
- Соблюдение правильного распорядка работы и отдыха, следование сезонности
- Диетические методы
- Медитации для очищения сердца
- Практики регуляции жизненной энергии ци.