
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.
— Даодэцзин, (пер. Ян Хин-Шуна)
Теория инь-ян 陰陽 в китайской культуре является основополагающей даосской концепцией, представляющей противоположные, но и взаимосвязанные силы. Первоначальным значением ян считается определение «солнечная сторона», а инь – «теневая сторона». В дальнейшем, качествами инь и ян стали обозначать различные аспекты, такие как холодное и теплое, наружное и внутреннее, движение и покой, мужское и женское и т.д. Область применения инь-ян в китайской культуре включает медицину, астрономию, географию, математику, философию, фэн шуй 風水, кулинарию, практики цигун 氣功 и боевых искусств и другие.
В философии древнекитайской школы инь-ян цзя 阴阳家 основные концепции строились на теории инь-ян и цикличности взаимодействий пяти элементов У Син 五行. Инь-ян как философские категории описывают происхождение и перемены вселенной, неба и земли и всех вещей. Так, пространство из хаоса разделяется на ян, который поднимаясь, становится небом, и инь, который опускаясь, становится землей. Далее, продолжая разделяться, инь и ян образуют все многообразие природных явлений и существ. Функции инь и ян заключаются в законах действия, являются движущей силой всех изменений.
В теории китайской медицины принята концепция целостности всего организма, с разделением на полярности инь и ян для всех внутренних органов, каналов тела, ци и крови, синдромов избытка и недостатка и т.д. Считается, что возникновение заболеваний связано с нарушением баланса инь-ян начала в организме, лечение с помощью таких методов как иглоукалывание и прижигание, фитотерапия, массаж, и другие направлено на устранение возникшего дисбаланса.
В цигун и тайцзицюань 太極拳 сочетаются физические движения и расслабление, упражнения совершаются с вниманием к движению ци по каналам тела, тем самым создаются условия для восстановления баланса инь-ян.
В питании продукты классифицируются по тепловым, вкусовым, цветовым и другим характеристикам, которые относятся к инь или ян. Блюда готовятся и составляются таким образом, чтобы в них гармонично сочетались консистенция, вкус и другие качества.
В фэн шуй существует разделение на инь и ян для выбора и благоустройства мест для захоронений и жилых построек. Для каждого из этих направлений будут свои правила к выбору места и организации его пространства.
В даосской алхимии оба начала символизируют жизненную энергию и сердечную природу, которые совершенствует человек на пути к Дао 道. В достижении Дао инь-ян проходят через процесс объединения, таким образом преодолевается двойственная природа человека, и он обретает настоящее единство.