В государстве, где царит Дао-Путь, говорить надо прямо и действовать прямо; в государстве, лишенном Дао-Пути, действовать надо прямо, а говорить сдержанно.
— Лунь юй, Конфуций (пер. Л.С.Переломова)
Конфуцианство представляет собой китайское учение, которое было основано на системе философа Конфуция 孔子 (551-479 гг. до н. э.). Идеология конфуцианства основывается на идеях, содержащихся в основных текстах Пяти классических трактатов, как ключевых принципов, которым нужно следовать для поддержания гармонии в семье и обществе в целом. Одним из пяти трактатов является Книга перемен И Цзин 易經, которая считается самым ранним классическим трактатом. Теория Книги перемен рассматривает космос как взаимодействие двух сил инь-ян 陰陽. Конфуцианство, как и даосизм, берет теорию инь-ян как одну из основ мироздания.
В теории китайской космологии Вселенная порождается из первозданного хаоса материальной энергии и существует через проявление полярности инь и ян, которой обладают все вещи и явления. Порождение является непрерывным процессом, который может проявляться как смена годовых циклов (зима и лето), свойствах ландшафта (тенистый и солнечный), пол (женский и мужской), а также в социально-политической истории (беспорядок и порядок). Идеи конфуцианства направлены на нахождение срединных путей между инь и ян в вопросах социальной морали и этики.
В эпоху династии Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.) образовалась философская Школа Инь-ян 阴阳. Конфуцианство, учение инь-ян, теория пяти элементов У Син 五行 объединяются в этой Школе, выражая моральные качества-добродетели, что использовалось для определения этапов расцвета и упадка правящих династий, а также народные верования и идеи предшествующих философских школ. Позднее концепции Школы Инь-ян широко использовались в неоконфуцианстве.
Одно из направлений конфуцианства в период эпохи Хань (202 г. до н.э. — 220 г. н.э.) возглавлял ученый Дун Чжуншу 董仲舒. Дун Чжуншу родился (179 — 104 до н.э.) в уезде Гуаньчуань. Его семья была знатного происхождения, он получил хорошее образование, служил министром, занимал должность государственного деятеля и преподавателя. Его деятельность также была тесно связана с толкованием классических конфуцианских сочинений. Написанные им произведения включали 82 работы на философские и государственно-политические темы, в которых он использовал даосские идеи и философию Школы инь-ян. Дун Чжуншу считал, что дао подчиняется все в мире, проявляясь в последовательности сил инь-ян и пяти элементов У Син как единой системы, которая описывала все сущее.
Согласно идеям Дун Чжуншу относительно закономерности инь-ян, человеческая природа включает характеристику ян, и обозначает доброту, и инь, имеющую злую природу, хотя человеческая природа изначально считалась доброй. Также Дун Чжуншу поддерживал идеи наказаний как проявление фазы инь и поощрений — как фазы ян, оказывающей морально-духовное воздействие. Дун Чжуншу описывал общественно-государственное устройство в виде трех устоев, таких как государь — подданный, отец — сын, муж — жена, где первый символизировал ведущую силу ян, в то время как второй — ведомую — инь.