Термин Дао 道 крайне популярен и активно используется в Китае и соседних с ним странах. На настоящий момент для него насчитывают порядка 39 значений, некоторые из которых могут сбить с толку. Изначально он обозначал вполне прозаические вещи: путь, дорога, тракт, маршрут, траектория, расстояние, дистанция, курс, направление [движения]. Однако со временем, вероятно, с легкой руки выдающегося философа Лао-цзы 老子 (VI век до н.э.), а может, и ранее, обрел метафорическое значение для обозначения некоего первопринципа, породившего все сущее и поддерживающего гармонию в нем, «пути существования вещей», правильного или должного образа существования, а также для обозначения продолжающихся практик достижения чего-то (пути развития) или конечного состояния совершенства в чем-то, являющееся результатом таких практик.
Вот вещь в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О, спокойная! О, пустотная! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не подвергается опасности [уничтожения]. Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая знаком, назову ее Дао…
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)
В период ста школ мысли в Китае (403—256 гг. до н. э.) термин Дао активно использовался многими школами в своих философских построениях. В последствие данный термин стал использоваться в китайской культуре практически повсеместно.
В основополагающем трактате даосизма Даодэцзин 道德經 Лао-цзы говорит, что хоть и нельзя выразить Дао словами, но его вполне можно прочувствовать на личном опыте. Дао можно потерять, но также ему можно следовать, его можно практиковать, взращивая добродетель. Реализация Дао приводит к самоестественности — способности совершать действия без усилий, не нарушая гармонии универсума у-вэй 無為.
Кто совершенствует [Дао] внутри себя, у того добродетель становится искренней. Кто совершенствует [Дао] в семье, у того добродетель становится обильной. Кто совершенствует [Дао] в деревне, у того добродетель становится обширной. Кто совершенствует [Дао] в царстве, у того добродетель становится богатой. Кто совершенствует [Дао] в поднебесной, у того добродетель становится всеобщей.
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)
В этом плане даосизм же Хуан-ди 黃帝 (легендарный император Китая) и Лао-цзы — это вовсе не философия и не религия, а практическое учение по культивации Дао или искусство Дао. В основе даосизма лежат практики алхимии ляньдань шу 炼丹术 (искусство приготовления эликсира бессмертия), мастерство в которых позволяет достичь состояния бессмертного совершенномудрого сяня 仙 (бессмертный дух, небожитель).
В отличие от практик попутного совершенствования, таких как туна 吐纳 (практика работы с дыханием), дао инь 导引 (практика вытяжения тела), медитации чэнь сы 沉思, искусства внутренних покоев фанчжун шу 房中術 и д.р., которые лишь замедляют растрату трех сокровищ (эссенция цзин 精, энергия ци 氣 и дух шэнь 神), даосская алхимия является практикой обратного совершенствования, позволяет восполнить три сокровища, вернуться к изначальному единству, а в пределе превращает человека в бессмертного сяня.
Алхимическая практика исходит из принципа подобия человеческого тела и окружающего макрокосма. Раз объекты макрокосма могут существовать очень долго в представлении человека — вечно, то, исходя из принципа подобия, считается, что при определенных условиях и человек может стать вечным.
Существуют два основных направления алхимии:
1. Внешняя алхимия — вайдань 外丹, которая моделирует процессы макрокосма в специальном алхимическом сосуде дин 鼎 (котёл-треножник), создавая эликсир бессмертия из трав и минеральных веществ. Данный метод крайне сложен и чреват отравлениями, поэтому практически не используется, начиная с эпохи Мин 大明朝 (1368–1644).
2. Внутренняя алхимия — нэйдань 內丹, которая через практику специальных гимнастических, дыхательных и медитативных упражнений воспроизводит процессы универсума непосредственно в теле человека, как в сосуде дин. При этом субстанции тела человека выступают в качестве основных компонентов алхимического процесса.
Возвращаясь к основной теме, следует также упомянуть о том, что учение Дао очень сильно повлияло на искусство в Китае и особенно на пейзажную живопись. По сути, пейзажная живопись — это тоже искусство Дао. Пейзажи великих мастеров являются своеобразными «иконами природы», которая, согласно традиционным представлениям, является прямым отражением Дао.