Искусство Дао

К Статьям

Искусство Дао

Термин Дао 道 крайне популярен и активно используется в Китае и соседних с ним странах. На настоящий момент для него насчитывают порядка 39 значений, некоторые из которых могут сбить с толку. Изначально он обозначал вполне прозаические вещи: путь, дорога, тракт, маршрут, траектория, расстояние, дистанция, курс, направление [движения]. Однако со временем, вероятно, с легкой руки выдающегося философа Лао-цзы 老子 (VI век до н.э.), а может, и ранее, обрел метафорическое значение для обозначения некоего первопринципа, породившего все сущее и поддерживающего гармонию в нем, «пути существования вещей», правильного или должного образа существования, а также для обозначения продолжающихся практик достижения чего-то (пути развития) или конечного состояния совершенства в чем-то, являющееся результатом таких практик.

Вот вещь в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О, спокойная! О, пустотная! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не подвергается опасности [уничтожения]. Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая знаком, назову ее Дао…

— Дао дэ цзин (пер. Ян Хин-шуна)
Если Вы хотите больше узнать о важнейших терминах даосизма, приглашаем Вас присоединиться к курсу Важнейшие термины даосизма. Дао.

В период ста школ мысли в Китае (403—256 гг. до н. э.) термин Дао активно использовался многими школами в своих философских построениях. В последствие данный термин стал использоваться в китайской культуре практически повсеместно.

В основополагающем трактате даосизма Дао дэ цзин 道德經 Лао-цзы говорит, что хоть и нельзя выразить Дао словами, но его вполне можно прочувствовать на личном опыте. Дао можно потерять, но также ему можно следовать, его можно практиковать, взращивая добродетель. Реализация Дао приводит к самоестественности — способности совершать действия без усилий, не нарушая гармонии универсума у-вэй 無為.

Кто совершенствует [Дао] внутри себя, у того добродетель становится искренней. Кто совершенствует [Дао] в семье, у того добродетель становится обильной. Кто совершенствует [Дао] в деревне, у того добродетель становится обширной. Кто совершенствует [Дао] в царстве, у того добродетель становится богатой. Кто совершенствует [Дао] в поднебесной, у того добродетель становится всеобщей.

— Дао дэ цзин (пер. Ян Хин-шуна)

В этом плане даосизм же Хуан-ди 黃帝 (легендарный император Китая) и Лао-цзы — это вовсе не философия и не религия, а практическое учение по культивации Дао или искусство Дао. В основе даосизма лежат практики алхимии ляньдань шу 炼丹术 (искусство приготовления эликсира бессмертия), мастерство в которых позволяет достичь состояния бессмертного совершенномудрого сяня 仙 (бессмертный дух, небожитель).

В отличие от практик попутного совершенствования, таких как туна 吐纳 (практика работы с дыханием), дао инь 导引 (практика вытяжения тела), медитации чэнь сы 沉思, искусства внутренних покоев фанчжун шу 房中術 и д.р., которые лишь замедляют растрату трех сокровищ (эссенция цзин 精, энергия ци 氣 и дух шэнь 神), даосская алхимия является практикой обратного совершенствования, позволяет восполнить три сокровища, вернуться к изначальному единству, а в пределе превращает человека в бессмертного сяня.

Алхимическая практика исходит из принципа подобия человеческого тела и окружающего макрокосма. Раз объекты макрокосма могут существовать очень долго в представлении человека — вечно, то, исходя из принципа подобия, считается, что при определенных условиях и человек может стать вечным.

Существуют два основных направления алхимии:

1. Внешняя алхимия — вайдань 外丹, которая моделирует процессы макрокосма в специальном алхимическом сосуде дин 鼎 (котёл-треножник), создавая эликсир бессмертия из трав и минеральных веществ. Данный метод крайне сложен и чреват отравлениями, поэтому практически не используется, начиная с эпохи Мин 大明朝 (1368–1644).

2. Внутренняя алхимия — нэйдань 內丹, которая через практику специальных гимнастических, дыхательных и медитативных упражнений воспроизводит процессы универсума непосредственно в теле человека, как в сосуде дин. При этом субстанции тела человека выступают в качестве основных компонентов алхимического процесса.

Возвращаясь к основной теме, следует также упомянуть о том, что учение Дао очень сильно повлияло на искусство в Китае и особенно на пейзажную живопись. По сути, пейзажная живопись — это тоже искусство Дао. Пейзажи великих мастеров являются своеобразными «иконами природы», которая, согласно традиционным представлениям, является прямым отражением Дао.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте