
Медицинская традиция Китая является одной из наиболее древних, дошедших до наших дней. Европейские исследователи привыкли отсчитывать её историю со времени написания основополагающего медицинского трактата Хуан-ди нэй цзин 黃帝內經 (IV-III века до н.э.). Хотя упоминание о как минимум 20 типах болезней были задокументированы еще в оракулах династии Инь 殷代 (с примерно 1600 до 1046 г. до нашей эры). А в записях династии Чжоу 周朝 (с 1045 по 221 г. до нашей эры) упоминалось, что китайская медицина направления врачебной практики имела следующие: диетология, терапия, хирургия.
Не смотря на периоды расцвета и упадка, а также реформы периода Великой культурной революции Китая, традиционная китайская медицина направления свои, а также принципы диагностики и лечения заболеваний сохранила практически неизменными до наших дней.
Традиционная китайская хирургия несколько потеряла свои позиции после интеграции подходов научной европейской медицины, которые оказались более эффективны в лечении сложных травм и неотложных состояний. Хотя до сих пор в Гуанчжоу и Гонконге можно встретить клиники, практикующие методы де да 跌打 для лечения неосложненных вывихов, растяжений и переломов. Де да — практика вправления костей, берущая свое начало из боевых искуссв.
Но направления диетологии, терапии и ветеринарии сохраняют свои позиции в Китае, а диетология и терапия вызывают все больший интерес на западе.
Диетология (инъян сюэ 营养学):
В китайской медицине долголетия большое внимание уделяется правильному питанию. Диетотерапия широкодоступна и практически безопасна. Она хорошо подходит для предотвращения заболеваний на стадии их «созревания», а также для корректировки хронических заболеваний. Китайская традиция считает, что продукты питания, как и все в мире, являются результатом действия принципа инь-ян 陰陽, наполнены энергией ци 氣, а также содержат пять первоэлементов У Син 五行. Диетология разделяет продукты по степени насыщенности ци, проявленности инь и ян (холодных или теплых свойств), а также по принадлежности к тому или иному из пяти первоэлементов У Син 五行 (что, зачастую определяется на основе доминирующего вкуса и цвета продукта). Считается, что, используя такую классификацию продуктов и определив текущее состояние организма пациента (количество энергии ци, баланс инь-ян и у-син для отдельных органов и организма в целом), можно подобрать диету для коррекции имеющихся отклонений.
Теоретические основы такого подхода представлены в первой части трактата Хуан-ди нэй цзин:
На севере черный цвет. Попадая в организм, он сообщается с почками. Из отверстий тела — это переднее и заднее иньские отверстия. Сохраняется-копится семя в почках. Болезнь определяется в точках-си (ручьях). Из вкусов — это соленость. Из стихий — это вода. Из животных — это свинья. Из злаков — это фасоль. Из сезонов соответствует зима. На небе соответствует планета Меркурий. А соответственные болезни кроются в костях. Из звуков звукоряда — это юй. Из цифр — это шестерка. Из запахов — гниль. Врач, совершенный в искусстве постановки диагноза, с серьезной внимательностью изучит состояние пяти органов-цзан и шести органов-фу, определит прямую и обратную последовательность циркуляции. Уточнит отношения между субстанциями инь и ян, между поверхностным и глубинным уровнями, между мужским и женским началами. Всю эту информацию он тщательно сохранит в памяти сердца.
— Хуан-ди нэй цзин. Су вэнь (пер. Б.Б. Виногродского)
Китайская медицина считает, что как-только все системы организма, а также его взаимодействия с окружающей средой придут в состояние баланса, болезни сами исчезнут.
Терапия (нэй кэ сюэ 内科学):
Включает в себя методы траволечения (чжунъяо сюэ 中藥學), воздействия на биологически активные точки (чжэньцзю сюэ 针灸學), а также различные виды массажей (туй на 推拿, гуа ша 刮痧, баночный массаж ба гуань 拔罐 и т.д.).
Методы траволечения и диетологии исходят из общих принципов и имеют общий корень. Но составы, применяемые для траволечения, в отличие от средств диетотерапии, имеют очень большую силу и способны быстро восстанавливать дисбалансы в теле. Однако их нужно использовать крайне осторожно, т. к. в случае превышения дозы или продолжительности приема они могут вызывать дисбалансы иного рода, а некоторые из них и вовсе являются токсичными. Считается, что первым травником был легендарный второй император Китая Шэнь-нун 神農 («Божественный земледелец») который жил около 2800 г. до н.э. Согласно преданию, он лично изучил свойства многих минералов, трав и продуктов животного происхождения. После себя он оставил монументальный труд Шэньнун бэнь цао цзин 神農本草經, содержащие описание свойств продуктов и их классификацию по трем категориям. Дальнейшее развитие теория траволечения получила в трактатах выдающегося врача и фармаколога династии Хань Чжанчжун цзина 張仲景 (150–219 г. н.э.), таких как: Шанхань цза бин лунь 傷寒雜病論 («Трактат о разных лихорадочных состояниях, вызванных холодом») и Цзинь гуй яо люэ 金匮要略 («Сокровища золотого сундука»). Эти три книги являются классикой траволечения в Китае.
Методы чжэньцзю терапии и массажные практики исходят из представления о том, что энергия ци, подобно крови, движется в теле по системе каналов цзин ло 經絡. Если по причине проникновения патогенных факторов или из-за физических повреждений движение ци и крови нарушается, возникает заболевание. Чжэньцзю терапия стремится изгнать патогенный фактор из тела и восстановить нормальную циркуляцию ци и крови в теле путем воздействия иглами или теплом на специальные биологически активные точки, большинство из которых располагаются вдоль энергетических каналов тела. Массажные практики для тех же целей используют простукивание, проминание и выскребание тела по ходу каналов, разминание, растяжение суставов, мышц и сухожилий, а также вытягивание патогенной ци из каналов вакуумом (с помощью постановки банок на определенные участки).