Китайская медицина — направления

К Статьям

Китайская медицина - направления

Медицинская традиция Китая является одной из наиболее древних, дошедших до наших дней. Европейские исследователи привыкли отсчитывать её историю со времени написания основополагающего медицинского трактата Хуан-ди нэй цзин 黃帝內經 (IV-III века до н.э.). Хотя упоминание о как минимум 20 типах болезней были задокументированы еще в оракулах династии Инь 殷代 (с примерно 1600 до 1046 г. до нашей эры). А в записях династии Чжоу  周朝 (с 1045 по 221 г. до нашей эры) упоминалось, что китайская медицина направления врачебной практики имела следующие: диетология, терапия, хирургия.

Если Вам интересно побольше узнать о традиционной китайской медицине и способах поддержания здоровья, приглашаем Вас на курс Хуан-ди нэй цзин.

Не смотря на периоды расцвета и упадка, а также реформы периода Великой культурной революции Китая, традиционная китайская медицина направления свои, а также принципы диагностики и лечения заболеваний сохранила практически неизменными до наших дней.

Традиционная китайская хирургия несколько потеряла свои позиции после интеграции подходов научной европейской медицины, которые оказались более эффективны в лечении сложных травм и неотложных состояний. Хотя до сих пор в Гуанчжоу и Гонконге можно встретить клиники, практикующие методы де да 跌打 для лечения неосложненных вывихов, растяжений и переломов. Де да — практика вправления костей, берущая свое начало из боевых искуссв.

Но направления диетологии, терапии и ветеринарии сохраняют свои позиции в Китае, а диетология и терапия вызывают все больший интерес на западе.

Диетология (инъян сюэ 营养学):

В китайской медицине долголетия большое внимание уделяется правильному питанию. Диетотерапия широкодоступна и практически безопасна. Она хорошо подходит для предотвращения заболеваний на стадии их «созревания», а также для корректировки хронических заболеваний. Китайская традиция считает, что продукты питания, как и все в мире, являются результатом взаимодействия инь-ян 陰陽, наполнены энергией ци 氣, а также содержат пять первоэлементов у син 五行. Диетология разделяет продукты по степени насыщенности ци, проявленности инь и ян (холодных или теплых свойств), а также по принадлежности к тому или иному из пяти первоэлементов у син 五行 (что, зачастую определяется на основе доминирующего вкуса и цвета продукта). Считается, что, используя такую классификацию продуктов и определив текущее состояние организма пациента (количество энергии ци, баланс инь-ян и у-син для отдельных органов и организма в целом), можно подобрать диету для коррекции имеющихся отклонений.

Теоретические основы такого подхода представлены в первой части трактата Хуан-ди нэй цзин:

На севере черный цвет. Попадая в организм, он сообщается с почками. Из отверстий тела — это переднее и заднее иньские отверстия. Сохраняется-копится семя в почках. Болезнь определяется в точках-си (ручьях). Из вкусов — это соленость. Из стихий — это вода. Из животных — это свинья. Из злаков — это фасоль. Из сезонов соответствует зима. На небе соответствует планета Меркурий. А соответственные болезни кроются в костях. Из звуков звукоряда — это юй. Из цифр — это шестерка. Из запахов — гниль. Врач, совершенный в искусстве постановки диагноза, с серьезной внимательностью изучит состояние пяти органов-цзан и шести органов-фу, определит прямую и обратную последовательность циркуляции. Уточнит отношения между субстанциями инь и ян, между поверхностным и глубинным уровнями, между мужским и женским началами. Всю эту информацию он тщательно сохранит в памяти сердца.

— Хуан-ди нэй цзин. Су вэнь (пер. Б.Б. Виногродского)

Китайская медицина считает, что как-только все системы организма, а также его взаимодействия с окружающей средой придут в состояние баланса, болезни сами исчезнут.

Терапия (нэй кэ сюэ 内科学):

Включает в себя методы траволечения (чжунъяо сюэ 中藥學), воздействия на биологически активные точки (чжэньцзю сюэ 针灸學), а также различные виды массажей (туй на 推拿, гуа ша 刮痧, баночный массаж ба гуань 拔罐 и т.д.).

Методы траволечения и диетологии исходят из общих принципов и имеют общий корень. Но составы, применяемые для траволечения, в отличие от средств диетотерапии, имеют очень большую силу и способны быстро восстанавливать дисбалансы в теле. Однако их нужно использовать крайне осторожно, т. к. в случае превышения дозы или продолжительности приема они могут вызывать дисбалансы иного рода, а некоторые из них и вовсе являются токсичными. Считается, что первым травником был легендарный второй император Китая Шэнь-нун 神農 («Божественный земледелец») который жил около 2800 г. до н.э. Согласно преданию, он лично изучил свойства многих минералов, трав и продуктов животного происхождения. После себя он оставил монументальный труд Шэньнун бэнь цао цзин 神農本草經, содержащие описание свойств продуктов и их классификацию по трем категориям. Дальнейшее развитие теория траволечения получила в трактатах выдающегося врача и фармаколога династии Хань Чжанчжун цзина 張仲景 (150–219 г. н.э.), таких как: Шанхань цза бин лунь 傷寒雜病論 («Трактат о разных лихорадочных состояниях, вызванных холодом») и Цзинь гуй яо люэ 金匮要略 («Сокровища золотого сундука»). Эти три книги являются классикой траволечения в Китае.

Методы чжэньцзю терапии и массажные практики исходят из представления о том, что энергия ци, подобно крови, движется в теле по системе каналов цзин ло 經絡. Если по причине проникновения патогенных факторов или из-за физических повреждений движение ци и крови нарушается, возникает заболевание. Чжэньцзю терапия стремится изгнать патогенный фактор из тела и восстановить нормальную циркуляцию ци и крови в теле путем воздействия иглами или теплом на специальные биологически активные точки, большинство из которых располагаются вдоль энергетических каналов тела. Массажные практики для тех же целей используют простукивание, проминание и выскребание тела по ходу каналов, разминание, растяжение суставов, мышц и сухожилий, а также вытягивание патогенной ци из каналов вакуумом (с помощью постановки банок на определенные участки).

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте