Высшее благо словно вода. Вода приносит благо и пользу всем существам, ни с кем вражды не зная.
— Даодэцзин (пер. Е.А.Торчинова)
Направления даосизма (дао цзяо) 道教 подразделяются на множество разных учений и Школ. Изначально даосизм был учением о достижении целостности тела и духа, а религиозный даосизм выделился гораздо позднее. Наиболее ценны практические методы, которые применимы в разных сферах жизни, поэтому мы затронем именно их.
Это методы взаимодействия с пространством и ощущение внешних потоков ци 氣, то, что впоследствии оформилось в виде разных школ фэн-шуй 風水. Это различные древнейшие методы улучшения здоровья посредством растений и иных компонентов лечебных средств, что впоследствии оформилось в самостоятельное направление фармакопеи и активно применяется в традиционной китайской медицине. Это также упражнения для поддержания и взращивания здоровья, которые делятся на цигун 氣功, который представляет собой систему скоординированных поз и движений тела, дыхания и медитации и даосскую алхимию.
Цигун предназначен для улучшения состояния здоровья. Для этого подходит особая практика цигун — Чунсюэгун. Это специальная система упражнений, которая улучшает состояние всех сосудов в теле, проводит профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, улучшает состояние позвоночника, особенно поясничного его отдела, способствует омыванию кровью всех органов – оздоравливая и укрепляя их.
Даосская алхимия, помимо этого, может продлить годы жизни и изменить человека на более глубоком уровне. Человек из обычного становится совершенным, совершенномудрым (сянь 賢). Меняется не только состояние тела, улучшается мыслительная деятельность и характер. Но любое изменение начинается с регулярных занятий. Также, прежде чем заниматься духовной практикой и тонким чувствованием ци, надо укрепить тело и очистить кровеносные сосуды.
Если же разбирать такие направления даосизма как внутренняя даосская алхимия, то есть техники, которые очищают и внутренние органы и меридианы, с ними связанные. Есть практики для приведения себя в состояние тишины и паузы, отсутствия мыслей, что может быть базой для выполнения любых других упражнений. Есть методы взаимосвязи и перехода по пяти элементам У Син 五行. Например, человек начинает с очищения и укрепления почек и мочеполовой системы, что связано с элементом «Вода» и далее двигается по порождающему циклу элементов. Так, следующий элемент «Дерево», связан с печенью и желчным пузырём. Когда тело ученика укреплено и очищено, переходят к дальнейшему восполнению ци предшествующего и последующего неба.