Натурфилософская школа инь-ян в Китае

К Статьям

Натурфилософская школа инь-ян в Китае

Школы, которые позже стали именовать натурфилософскими, присутствовали не только в античных Греции и Риме, своя натурфилософская школа была и в Китае. Традиционное название китайской школы натурфилософии — иньян-цзя 陰陽家, или школа инь-ян. Такое название школа получила от концепции универсального дуализма сил инь-ян 陰陽, которая наряду с концепцией пяти элементов У Син 五行 составляет ядро философских построений данной школы.

Если Вы хотите побольше узнать об истории, принципах, терминологии и других аспектах даосизма, Вы можете это сделать в рамках уникального обзорного курса Основы Даосизма.

Доподлинно не известно, когда точно возникла натурфилософская школа инь-ян в Китае, равно как нет точных сведений о её основателе. На настоящий момент можно сказать только, что она существовала в Китае как минимум с V по III вв. до н. э., т.е. застала период «весен и осеней» (чунь-цю 春秋) и эпоху воюющих царств (чжанго шидай 戰國時代). Для этого периода в Китае характерно бурное развитие философской мысли, поэтому его еще называют периодом ста школ (чжу-цзы бай цзя 諸子百家).

На основе исторических записок Ши цзи 史記 великого историографа империи Хань 漢朝 (206 до н.э.— 220 н.э.) Сыма Цяня 司馬遷 можно сделать вывод, что данная школа была довольно популярна, т.к. фигурирует в числе первых шести школ в его списке наряду с даосизмом (дао цзя 道家), конфуцианством (жу цзя 儒家) и др.

Основным представителем школы натурфилософии историки считают выдающегося философа Цзоу Яня 鄒衍 (336—280 гг. до н.э.). Некоторые склонны приписывать ему и основание данной школы. Однако, с другой стороны, исторические записки причисляют к числу представителей школы натурфилософии также Жун-чэна 容成 (полумифический древнекитайский мудрец, которого называют учителем самого императора Хуан-ди 黃帝 и возможным наставником Лао-цзы 老子). Также к числу видных представителей иньян-цзя причисляются Цзы-вэй 子韋 (древнекитайский астроном, астролог, историограф и философ, живший в VI—V вв. до н. э.) и Чжан Цан 張蒼 (ученый-конфуцианец, математик, выдающийся мастер календаря и теории музыки своего времени, генерал и премьер-министр при Лю Бане 劉邦, живший в 253–152 до н.э.).

Историки находят много свидетельств того, что по числу сочинений натурфилософская школа инь-ян в Китае не уступала, например, школам мо-цзя 墨家 (моизм) или мин-цзя 名家 («Школа имен»). Однако ни одного сколь-либо развёрнутого текста этой школы не сохранилось до наших дней. Поэтому об основных философских идеях школы можно судить сейчас только по записям в Ши цзи Сыма Цяня, трактате Люй-ши чунь цю 呂氏春秋 и некоторых других исторических памятниках.

Школа инь-ян — учение, которое объясняло свойства всех вещей и явлений, цикличностью превращений инь-ян, происходящих по кругу первоэлементов У Син

Из великого единого появляются два начала, из двух начал—инь и ян. Инь и ян изменяются и преображаются, одно стремится вверх, другое опускается вниз. Объединяясь, образуют тела. Кипят и бурлят. Разделившись, воссоединяются вновь; воссоединившись, вновь разделяются.

— Люй-ши чунь цю (пер. Г.А.Ткаченко)

Принято считать, что до середины 1-го тыс. до н. э. концепции инь-ян и У Син развивались отдельно, и только Цзоу Янь смог их гармонично объединить. Таким образом, пространственные, временные и прочие характеристики вещей и явлений универсума были объединены в группы и соотнесены с тем или иным первоэлементом, а также с качествами инь и ян. Цзоу Янь наделил пять элементов У Син пятью добродетелями У Дэ 五德. В итоге получилась стройная философская система, позволяющая описывать космические процессы (движение планет), смену сезонов, а также исторические процессы (расцвет и падение династий), внутренние процессы в теле человека и многое другое.

По представлениям ученых, во времена западной Хань 西漢 школа инь-ян прекратила существовать как самостоятельное направление и была интегрирована с даосизмом, конфуцианством, а также с медицинской практикой Китая.

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте