Натурфилософская школа инь-ян в Китае

Что касается главного в учении о Великом дао, то оно требует отбросить страстные желания и излишние мудрствования. Только отказавшись от всего этого, можно воспринять основы учения.
— Ши цзи, Сыма Цянь (пер. А.Р.Вяткина)
Инь-ян цзя 陰陽家 — философская школа, существовала с позднего периода Воюющих царств до начала династии Хань (V — III вв. до н.э.) и была одной из шести наиболее известных школ древнего Китая. Ее теория основывалась на даосских концепциях, таких как учение инь-ян 陰陽 и пяти первоэлементов у син 五行.
Школа инь-ян, учение которой объясняло свойства всех вещей и явлений, их временные и пространственные характеристики цикличностью превращений инь-ян, происходящих по кругу первоэлементов — дерева, огня, земли, металла и воды, выражала свои идеи в таких направлениях как разработка модели миро-описания согласно концепциям изложенным в медицинском трактате Хуан-ди нэй цзин 黃帝內經, ведение наблюдений и расчетов движений небесных тел для составления календаря и других.
Развернутые тексты школы не сохранились, свидетельства ее деятельности можно найти в некоторых древнекитайских источниках, в частности, в описаниях историографа Сыма Цяня в его труде Исторические записки. Так, излагается что Школа инь-ян, учение в которой считает важным предзнаменования, предписывала в соответствии с ними правила поведения и различные запреты. Идеи школы составляли высказывания об учении инь и ян, четырёх временах года, восьми триграммах, двенадцати знаках зодиака, двадцати четырёх сезонах года, по каждому из этих аспектов составлены правила и предписания.
Основателем школы считается известный ученый Академии Цзися 稷下學宮 царства Ци Цзоу Янь (鄒衍 305–240 до н. э.), также к представителям школы относят Цзы-вэя 子韋 (VI—V вв. до н. э.), который был историком, астрономом и историографом и полумифического мудреца Жунчэн-цзы 容成, который считался наставником основателей даосизма Хуан-ди 黃帝 и Лао-цзы 老子.
Позднее учение школы нашло продолжение в конфуцианстве, неоконфуцианстве и позднем даосизме.