Не так уж много, наверное, найдется в мире людей, которые никогда не слышали бы о Дао 道. Для кого-то – это таинственное слово, ассоциирующееся в основном с философией древнего Китая, для кого-то – понятие, связанное с одной из мировых религий, а для кого-то – понятие из современной нью-эйдж-литературы. Те, кто знает больше, возможно, слышали, что это древнейшее учение об основных принципах устройства окружающего нас мира, а также, по совместительству, и об устройстве человека. Как и многие древние традиционные учения, учение о Дао считает, что основные законы, управляющие всем в мире, также справедливы и для человека, являющегося частью этого мира. И совсем уж немногие знают, что учение о Дао – это практическое учение, содержащее древние методы совершенствования человека, применяя которые, человек может стать единым с этими глобальными законами, управляющими жизнью и смертью всего сущего.
За время своего существования учение о Дао называли по-разному, даже в Китае, откуда берет начало эта традиция. Сыма Цянь 司馬遷, живший в примерно в 145-86 г. до н. э. и написавший первый известный труд по истории Древнего Китая Ши цзи 史記 – Историческое записки – называл учение о Дао Хуанлао-сюэ黃老学 и искусством Хуан Лао Дао Дэ 黃老道德.
В соответствии с этими названиями, основателем учения о Дао является легендарный древний император Хуан-ди 黃帝. Вторая часть названия учения о Дао показывает, что еще одним основателем, или продолжателем, этого учения был не менее легендарный Лао-цзы 李聃, знаменитый автор трактата, содержащего описание основ учения о Дао, или можно сказать, указующего на сам принцип Дао – Даодэцзин 道德經. Стоит отметить, что значение терминов Дао 道 и Дэ 德 по сей день является предметом исследований и изучения.
В целом, существование разных названий учения о Дао не удивительно – ведь первые же слова Дао дэ цзин говорят о том, что Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао:
Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей. Поэтому, кто свободен от страстей, видит его [Дао чудесную тайну], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. От одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному.
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)
В целях описания одного из значений иероглифа Дао обозначим, что Дао – это изначальная первооснова всех вещей и явлений в мире, порождающее и «наличие», дающее начало «тьме вещей», и «отсутствие», небытие. Само понятие Дао в философии и практическом аспекте даосизма подразумевает, что оно относится не только к миру человеческих дел и идей, но является своеобразным законом или принципом, в соответствии с которым рождаются, процветают и заканчивают свой век все материальные и нематериальные явления.
Иероглиф дэ 德 — еще одно понятие, включенное в древнее название учения о Дао – не менее сложен к описанию, переводу и определению. Некоторые переводчики обозначают одно из значений дэ как «благодать», или как «благую силу (Дао)», или просто «благо».
Последователи Конфуция 孔子, а также авторитеты неоконфуцианства, считали, что именно эти принципы, обобщенные в единое понятие- принцип ли 理, можно выявить в жизни и в самом себе. Основной задачей человека они считали выявление в себе «благой природы», изначальных, небесных принципов тянь ли 天理, и избавления от пагубных человеческих страстей. Значение иероглифа ли 理 можно перевести как «принцип», также его переводят как «закон, правило, порядок, идеал».
Последователи неоконфуцианства считали, что все многообразие принципов образует Великий предел тай цзи 太極, дающий структурное и формирующее начало важнейшей субстанции – энергии ци 氣, участвующей в формировании как самого мира, так и отдельных явлений в нем.
Возможно, самый известный принцип Дао, о котором говорится в Даодэцзине – это принцип недеяния Увэй 無為. Некоторые современные исследователи ошибочно полагают, что Увэй – это недеяние в прямом смысле слова, т.е. полное отсутствие всяческой деятельности. Конечно, это не так. Под недеянием понимается деятельность, основанная не на личных интересах человека, не на его желаниях, представлениях, амбициях и страстях, а деятельность, которая наиболее полно соответствует основным понятиям учения о Дао – Дао и Дэ.
Чтобы разобраться в том, что же такое недеяние, у вэй рассмотрим входящие в обозначение у вэй иероглифы 無為. Иероглиф у 無 обозначает отсутствие или универсальную частицу, обозначающую отрицание. А иероглиф вэй 為 означает управлять, иметь, распоряжаться, действовать. Древнекитайский автор Мо-цзы 墨子 прямо определяет, что вэй 為 – это стремление к желаемому на основе «исчерпывающего знания». Однако, учение о Дао ставит под сомнение возможность считать обычного, ограниченного человека, располагающего исключительно своим жизненным опытом и своим набором представлений об окружающем мире, способным сформулировать такое «исчерпывающее знание» — все в мире подвержено закону перемен, и на момент, пока тот или иной философ зафиксирует свои мысли о состоянии и свойствах того или иного объекта, эти состояния и свойства вполне могут измениться. Однако, учение о Дао предполагает деятельность другого типа – осуществление недеяния, вэй у вэй 為無為 — деятельности, в которой нет места стремлению к личным целям, но есть деятельность, воплощающая в себе высший принцип Дао.
Hебо и земля — долговечны. Hебо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечны. Поэтому мудрый человек ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди людей. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется. Это происходит от того, что мудрец пренебрегает личными [интересами], и тем самым его личные [интересы] осуществляются.
— Даодэцзин (пер. Ян Хин-шуна)