Секреты китайской медицины

К Статьям

Секреты китайской медицины

Традиционная китайская медицина (ТКМ) зародилась много тысяч лет назад. Если верить легендам, её основателями, равно как и многих других направлений культуры и практического знания в Китае, были легендарные первые императоры, совершенные люди, даосские практики и святые: Фу Си 伏羲 (2852 — 2737 г. до н. э.), Шэнь-нун 神农 (2737 — 2699 г. до н. э.) и Хуан-ди 黃帝 (2699 — 2588 г. до н. э.).

Изначально ТКМ была лишь частью даосской системы. Долгое время секреты китайской медицины, равно как и прочие даосские знания, были доступны лишь ограниченному кругу посвященных.
Лишь в период упадка царства Чжоу 周朝 (1045 — 221 г. до н. э.) некоторые знания просочились вовне, дав мощный точек развитию философской мысли. Так, в период весен и осеней (VIII — V в. до н. э.) и последующую эпоху воюющих царств (V — III в. до н.э.) создаётся порядка ста школ философской мысли, а также пишутся многие выдающиеся произведения по теории и практике даосизма, медицине, этике и т. д. Именно к этому периоду относят написание выдающегося медицинского трактата Хуан-ди нэй цзин 黃帝內經.

Если Вам интересно побольше узнать о данном тексте, а также о традиционной китайской медицине в целом, традиционных методах лечения заболеваний и способах поддержания крепкого здоровья, приглашаем Вас на курс Хуан-ди нэй цзин.

ТКМ долгие столетия была сугубо клановым/семейным искусством. Первые медицинские академии возникают только в период существования царства Сун (960 — 1279 г.). Вот уже несколько тысяч лет ТКМ с успехом применяется для лечения самых различных заболеваний. Методы ТКМ вызывают повышенный интерес и в современном мире, не смотря на выпады адептов научного подхода, объявляющих её ненаучной и профанической.

Следующие «секреты китайской медицины» отличают ее от привычной нам системы медицинских знаний:
1. Системный подход к диагностике и лечению заболеваний — в то время как научная медицина концентрируется на поиске  возбудителя/причины конкретного симптома и лекарства для его лечения, ТКМ рассматривает организм как целостную систему во всей совокупности внешних и внутренних взаимосвязей, а болезнь — как результат нарушения естественного баланса и пытается восстановить общую гармонию, укрепить собственные защитные силы организма.

2. ТКМ считает, что человеческое тело, как и все объекты во вселенной, является результатом взаимодействия двух полярных первоначал: инь 陰 (темное, влажное, холодное и т.д.) и ян 陽 (светлое, сухое, теплое и т.д.), которые взаимно сдерживают и порождают друг друга. Подобно всем объектам макрокосма, тело содержит пять первоэлементов У Син 五行: огонь (хо 火), вода (шуй 水), дерево (му 木), металл (цзинь 金) и земля (ту土). Эти пять первоэлементов проявляются в пяти цветах, пяти вкусах, пяти эмоциональных устремлениях, пяти органах цзан 臟 и т.д. Также китайская медицина постулирует, что жизнь человека, как и других существ, зависит от животворящей энергии ци 氣, которая движется в теле во специальной системе каналов цзин-ло 經絡. Её достаточность и беспрепятственная циркуляция в теле определяет здоровье организма. Данные концепции отвергаются научной медициной, но именно они позволяют врачам ТКМ системно диагностировать состояние пациента, а также гибко и эффективно подбирать лечение.

3. Комплексность лекарств ТКМ и естественное происхождение их компонентов. Поскольку нельзя выделить конкретное действующее вещество, европейская медицина объявляет такой подход ненаучным, опасным и мало эффективным.
Между тем травяные формулы китайской медицины составляется по очень строгой схеме. Всегда есть: «правитель» — базовый компонент рецепта, реализующий основное действие, «сановники» и «помощники» помогающие «правителю» наиболее оптимально реализовать свою функцию, а также «посланники» доставляющие лекарственные вещества к месту назначения.
Комплексность лекарств ТКМ позволяет устранять не только основной беспокоящий симптом, но и сопутствующие. Так, например, застой ци печени часто возникает на фоне общего недостатка крови и особенно крови печени, а также нарушения трансформирующей и распределяющей функции селезенки. Соответственно, в то время как компонент «правитель» будет устранять застой ци печени, «сановники» и «помощники» будут также питать кровь и гармонизировать селезенку. Компоненты, входящие в состав китайских травяных формул, обязательно проходят обработку (свою для каждого компонента), что позволяет лучше раскрыть целебный эффект и снизить возможную токсичность. Причём положительный эффект обработки, хотя химизм большинства процессов остаётся неизвестным, подтверждается в т.ч. и научной медициной.

4. Разные схемы лечения, казалось бы, одних симптомов для разных людей — согласно ТКМ, в организме все связано, и к одним и тем же симптомам могут приводить совершенно разные отклонения. У каждого пациента и у каждого заболевания индивидуальная история. Поскольку ТКМ не занимается устранением конкретного состояния, но старается гармонизировать организм в целом, то и лекарства свои в каждом конкретном случае.

5. Регулярная смена лекарств, а также методов терапии, в т.ч. в зависимости от сезона, а иногда и от времени суток. Европейская медицина и фармакология считают, что пациент должен пить одни и те же лекарства до исчезновения беспокоящего симптома, а иногда и пожизненно, чтобы подобный симптом более себя не проявлял. Но такой подход устраняет лишь симптоматику, но не причину, не дисбаланс в организме. Более того, сами лекарства при постоянном их применении могу вызвать вторичные дисбалансы в организме (например, повредить печень). ТКМ рассматривает здоровье человека не как отсутствие беспокоящих симптомов, но как глубокое и всеобъемлющее состояние внутреннего баланса. Это очень тонкая грань, и поскольку нет идеальных лекарств, достичь её можно только грамотной и своевременной сменой терапии. Состояние же организма меняется в зависимости от времени года, фаз луны и т.д. Кроме того, каждый орган активен в строго определенное время дня, и если нужно адресно на него воздействовать, то нужно согласовывать свои действия со временем.

Во всех методах укалывания следует учитывать законы движения солнца, луны, звезд и созвездий, определять положение дыхания-ци восьми сторон. И лишь после того, как определено положение дыхания-ци, можно проводить иглоукалывание. Таким образом, теплу неба соответствует свет, и в таком состоянии кровь в человеческом организме легко движется, а охранительное дыхание вэй-ци действует на поверхности. В этом случае кровь легко вытекает, а дыхание-ци легко движется в организме. Холоду неба соответствует субстанция инь, и в организме при таком состоянии кровь становится вязкой, малоподвижной, а охранительное дыхание вэй-ци движется в глубине. Когда луна начинает рождаться, тогда дыхание-ци и кровь начинают становиться здоровее, и в этом случае начинает действовать охранительное дыхание-ци. Когда диск луны становится полным, тогда и кровь и дыхание-ци тоже наполняются, а мышцы становятся твердыми. Когда диска луны нет на небе, мышцы ослабевают, а каналы и меридианы опустошаются. Охранительное дыхание вэй-ци уходит и телесная форма остается без прикрытия.
Таким образом в соответствии с законами небесного времени следует регулировать деятельность крови и дыхания-ци.

— Хуан-ди нэй цзин (пер. Б.Б. Виногродского)

Приглашаем посетить
Попробуйте:
Отзывы
Когда сталкиваешься с чем-то настоящим, нередко бывает, что теряешься в словах. Есть различные слова, которыми мы пользуемся в социуме, чтобы выразить благодарность, передать впечатления, и т.п., но в данном случае слова кажутся какими-то плоскими...

Воскресный Университет - по-моему, просто невероятное явление. Когда можно просто придти, и послушать про тайны мироздания и собственного устройства, да еще и вопросы можно задать, и ответы получить - обстоятельные, с опорой на практическое понимание, понятные фактически каждому - это просто фантастическое, удивительное явление.

Для меня тоже ценен каждый Курс, в котором я могу принимать участие. Потому что каждый раз это уникальная возможность, то, что меняет состояние. Все они разные. Теория Сваи очень теплая, похожа на доброго старого друга. Тексты Школы Улюпай дают духовное ощущение. Но самый любимый для меня Курс - это Хуанди Нэйцзин . Именно потому, что глубочайшие вещи, скрытые в этом трактате, и доселе во многом непонятные, вдруг становятся ближе. Понимаю, почему говорят - Пролить Свет. Это именно об этом.

Огромное Вам Спасибо!
Сергей М.

Я посещаю только один курс, но даже не сомневаюсь, что курс Воскресного университета Хуанди Нэйцзин - это самое важное событие центра. Это те самые знания, за которые любой практикующий ЦиГун готов отдать свою правую руку. Я не буду говорить почему я так считаю, чтобы не нарушать работу Воскресного университета.


Единственное, хотел бы еще раз обратить внимание руководства центра. Если собрать тексты, вопросы и ответы этого курса и опубликовать в виде перевода с комментариями, то Вы бы надолго обеспечили себе и финансирование и приток студентов.

Bagir (ник на форуме)

Сейчас посещаю курс по Свае (теория и практика) и курс по изучению текстов УЛюпай. Сложно выделить любимый курс - весь материал исключительно интересен и полезен.

С практикой сваи познакомилась в 2010г, но опыт был крайне тяжелый: не было никаких пояснений и правок, да и цель занятий была непонятна.


В общем, практика тогда не прижилась ;)


Постепенно, практикуя сваю-диагностику, интерес к свае вернулся, но не хватало стабильности, к тому же пробовать стоять больше 40 мин мне в голову не приходило.
Благодаря практическим занятиям сваей в Воскресном университете всего за 2 месяца сильно изменились ощущения от практики, а теоретическая часть (которой очень не хватало!), на мой взгляд, делает практику более осознанной и дает мощную мотивацию для продолжения занятий.

Ирина Е.

Абсолютно согласна и никогда не сталкивалась с тем, чтобы Мастер разъяснял возможные состояния, которые могут сопутствовать практике. Для меня открытием была теория и практика Сваи, с которой знакома уже очень давно, но которая была всегда мучительна (в низкой стойке на трясущихся ногах) и не работала по понятным теперь причинам.


Хуанди Нэйцзин и тексты Юйсяньпай наполняют смыслом практические занятия, вырывают из обыденного слоя реальности, делая восприятие более объемным, и дают ответ на вопрос: зачем я пришла в эту Школу.


Дмитрий Александрович, то, что Вы делаете и как, вызывает чувство глубочайшего Уважения и Благодарности!

Наталья Ши.

Свая начала менять мою жизнь с того времени, как я узнал о ней осенью 2017 на синьи и начал практиковать. Свая в Воскресном Университете вывела эти изменения на новый уровень.


Теперь я каждое утро чищу зубы и как будто отправляюсь в путешествие по себе, которое пока абсолютно непредсказуемо. Очень интересно, что ждет за каждым новым поворотом.


Свая стала важным курсом, потому что непременные условия участия в нем - это порядок и дисциплина. Мне несколько не хватало этих вещей в жизни в последние годы. Теперь изменилась не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи. И я предчувствую, что это только начало.


Это вот если в общем об ощущениях, не вдаваясь в практические бытовые мелочи, из которых состоит жизнь ))


Благодарю за предоставленную возможность.

Игорь В.
Другой отзыв...
Подписка на новости
Мы вКонтакте