Тай-цзи (Великий Предел) не имеет предела, но порождает все вещи и является причиной движения и покоя, матерью Инь и Ян.
— Ван Цзунъюэ, Трактат о Тайцзицюань Ван Цзунъюэ (пер. Абаева Н., Горбунова И.)
Принцип движения – разъединение, принцип покоя – соединение.
Тайцзицюань 太极拳 (буквально «кулак Великого предела») — уникальное боевое искусство и популярная оздоровительная практика Поднебесной. Термин тай цзи 太极 для описания данного боевого искусства был впервые использован в произведениях знаменитого мастера Ван Цзунъюэ 王宗岳 (1535 — 1606 г.). Длительное время данная техника боевых искусств практиковалась и совершенствовалась исключительно представителями семьи Чэнь 陳, проживавшей в деревне Чэньцзягоу 陳家溝, расположенной в уезде Вэньсянь провинции Хэнань 河南. Отсюда берут свое начала все последующие стили тайцзицуань.
Теория тайцзицюань базируется на общих для всей даосской традиции концепциях, таких как: тай-цзи 太极 (великий предел, источник всех вещей), инь-ян 陰陽, энергия ци 氣, пять элементов у-син 五行, 8 триграмм ба гуа 八卦, недеяние у вэй 無為, добродетель дэ 德 (в случае боевых искусств речь идет о боевой добродетели у-дэ 武德).
Тайцзицюань относится к группе боевых искусств Уданцюань 武當拳, т.к. считается, что данный стиль боевых искусств, наряду с несколькими другими, возник на основе практик, переданных бессмертным даосским отшельником Чжан Саньфэном 張三丰 (12 век), жившем в горах Удан 武當山. В полном соответствии с даосской традицией тайцзицюань пропагандируется победу над физически более сильным и быстрым противником без применения собственной грубой физической силы в ответ. Путь тайцзицюань – это путь естественности, которая нарабатывается через глубокое расслабление и погружения внимания внутрь себя. Большое внимание в данной практике уделяется укреплению духа шэнь 神 и энергии ци. Часто также данный стиль называют гимнастикой тайцзицюань, что не совсем справедливо, та как тайцзицюань имеет большее наполнение, чем просто оздоровительная практика. Хотя в настоящее время многие практикующие осваивают этот метод именно для оздоровления.
В данном боевом искусстве ци является основной движущей силой, и её накоплению придается очень большое значение на всех этапах обучения. Для этих целей, а также и для наработки правильной структуры тела, используется практика сваи чжань чжуан 站桩.
Тайцзицюань относится ко внутренним стилям боевых искусств нэйцзя 內家, наряду с синьицюань 形意拳, багуачжан 八卦掌 и уданским искусством фехтования 武当剑法. Внутренние стили боевых искусств, согласно определению выдающегося мастера тайцзицюань Сунь Лутана 孫祿堂 (1860-1933), как раз и отличаются от всех прочих видов боевых искусств тем, что используют внутреннее усилие, а не простое мышечное напряжение. Внутреннее усилие рождается благодаря концентрации духа и сознания (и 意), которые, в свою очередь, приводят в движение мощь энергии ци по расслабленным конечностям — «рычагам тела».
Сознание И движет (управляет) энергией Ци, необходимо заставить ее опуститься вниз (т.е. в точку Дань Тянь), и тогда сможешь накопить ее (сконцентрировать) и наполнить (пропитать) ею кости.
Ци движет (управляет) телом; необходимо сделать его податливым, необходимо заставить его следовать высшему принципу Дао, и тогда оно будет легко управляться сознанием.
— У Юйсян, Объяснение сути 13-ти упражнений У Юйсян (пер. Абаева Н., Горбунова И.)
Если «жизненная сила» (Цзин-Шэнь) сможет активизироваться, то исчезнут закрепощенность и тяжеловесность; это называется «тело подвешено за макушку».
Ци и И необходимо преобразовать так, чтобы обрести подвижность, и тогда движения станут округлыми и живыми (естественными): это называется «взаимодействие и взаимопревращение пустого и полного».
Тайцзицюань для начинающих представляет собой набор отдельных упражнений (форм) тао лу 套路, исполняемых соло — они составляют различные комплексы тайцзицюань. Дальнейшее обучение включает в себя изучение техник толкающих рук туйшоу 推手 и ударов саньшоу 散手. После прохождения всех этих этапов переходят к свободному спаррингу, борьбе и тренировкам с оружием.
Для наработки расслабления и правильного внутреннего баланса упражнения тайцзицюань для начинающих выполняются медленно, в режиме динамической медитации. Именно длительная наработка правильных (наполненных ци) движений в медленном режиме полной концентрации позволяет добиться беспрецедентной чувствительности к любым изменениям собственного тела, тела противника и окружающего пространства, а также незамедлительной (взрывной) ответной реакции тела на такие изменения.